Геленджик, 30 августа. Из-за нестабильной ситуации в экономике россияне стали чаще отдыхать на родине. Отказаться от заграничных поездок людей вынудил не только слабеющий рубль, но и теракты в самых популярных для отпуска странах мира: в Турции, Тунисе, Таиланде. Близость «Исламского государства» к Египту – как итог выбор в пользу принципа «безопасно и бюджетно». Этому правилу последовал и корреспондент «МИР 24» Евгений Пресс, который отправился в Геленджик.
Дорога к морю начинается сразу за московской кольцевой. Впереди полторы тысячи километров. Ровный асфальт, свежая разметка, максимальная скорость за сотню в час. Машины мчатся на юг.
Но недолго – ровный бег прерывают турникеты. За ними первый платный участок: 35 рублей за проезд с легкового автомобиля. Таких участков на трассе «Дон» – пять, за первые 600 километров. Чем дальше в регионы, тем дороже. Максимум 120 рублей за проезд. Но деньги не значат комфорт. Чтобы отдать свои кровные, надо еще выстоять очередь, минут 30 не меньше. После Воронежа платить пока не за что.
Еще недавно казалось, что к сочинской олимпиаде трасса «Дон» готова, но прошло полтора года, и она снова перекопана в Ростовской, Воронежской, Тульской областях. Работы ведутся даже в Подмосковье. Они-то этим лето и стали причиной многокилометровых пробок, в которых люди стояли по несколько часов.
Многотонные фуры и машины отпускников и днем, и ночью в едином потоке. Многочисленные ролики, снятые на мобильные телефоны или регистраторы, буквально заполонили всемирную сеть. Автомобили пытаются двигаться в объезд пробок и правил: по обочинам, проселочным дорогам. К середине сезона, когда те, кто отдохнули, стали возвращаться обратно, встали оба направления.
«Доехали четко до границы Ростовской области и поехали обратно в Краснодар по проселочной дороге. Когда вернемся домой, я не знаю. Всех любим, скучаем, ждите».
Такая дорога, впрочем, получается бюджетной. В машине четверо. За весь путь до Геленджика в автомобиль залили 150 литров бензина. Заплатили 5 тысяч рублей. Для сравнения, один билет на самолет из Москвы до Геленджика стоит в два-три раза дороже.
Комфорт или экономия. В размышлениях на эту тему незаметно бежит время и расстояние.
Почти 20 часов в пути, без остановки на ночлег, но с редкими стоянками, чтобы перекусить. Это было очень утомительно. Но вот она долгожданная награда: до города-курорта Геленджик остался ну разве что километр.
Ежегодно в Геленджик отдохнуть приезжают миллионы человек. Это в полной мере можно ощутить на берегу, а пляжная полоса здесь растянулась на восемь километров.
Людмила Францевна – из местных. Сама в море не купается. Лето время зарабатывать.
«Я цену не поднимаю. Так, колеблется. 400 рублей с человека за сутки», – отмечает местная жительница Людмила Францевна.
Это прошлогодняя цена. Хозяйка шести домиков на побережье не скрывает: мера вынужденная – много конкурентов. Приходиться демпинговать, чтобы набрать постояльцев.
«Уютно, аккуратно, солдатский такой сервис, ненавязчивый», – отмечает отдыхающий.
Александр Зикратов с Камчатки – один из постоянных клиентов. Останавливается здесь в четвертый раз. В этом году с супругой на море решили взять внучку: «Я приехал, просто отдыхаю. Десять дней просто на море».
На родной Камчатке уже сопки в снегу, а тут жара за 30 и свежие овощи-фрукты. Надо запасаться витаминами. Страна огромная, и в Краснодарский край не зачастишь.
«Весьма накладно, если ехать из Петропавловска-Камчатского. Потому что у начальника отдела зарплата 70 тысяч, а билет стоит 52 тысячи в одну сторону. Есть у нас для пенсионеров программа, мы можем себе позволить прилетать за 15 тысяч рублей, а вот работающие люди не могут», – поясняет Александр Зикратов.
И все же большинство отдыхающих предпочитают варианты покомфортнее. А их предлагают гостевые дома.
Вот, например, гостиничный номер «средней руки». Три кровати, шкаф, холодильник, телевизор – ничего лишнего. Но стоит этот набор уже 2,5 тысячи рублей в сутки. Такая разница в цене обуславливается наличием санузла и душевой в комнате.
Что касается правил, которые должен соблюдать каждый постоялец, так они мало чем отличаются от предписаний в других гостиницах по России. И, тем не менее, следует экономить воду, во избежание подачи по часам. Уборка в номере и замена белья происходит раз в неделю.
Для тех же, кто деньги не считает, в Геленджике есть сеть гостиниц. Частные пляжи, охраняемая территория, многочисленные бассейны. Это, не считая спа-салонов и спортзалов. Местные говорят, по тарифу «все включено» можно отдохнуть не хуже, чем в Турции. Зато привычное питание, менталитет, но комфорт по заграничным меркам.
Например, так называемый президентский номер. Внутри есть даже рабочий кабинет с телефоном и скоростным интернетом. А еще гостиная, две спальни и три санузла. Это один из лучших номеров отеля «Сюит президентский». Востребован среди богатых постояльцев: тех, кто работает даже в отпуске и приезжает со своей обслугой. Но пока апартаменты простаивают.
«Есть корпус четыре звезды – там, где мы сейчас находимся. Например, президентский номер стоит 56 тысяч в сутки», – рассказывает начальник службы маркетинга отеля Александр Сороко.
Чем дальше от моря, тем дешевле. Развлечения на набережной, все остальное – спальный район. Три-четыре улицы от побережья, и Геленджик – это уже безлюдный город, где изредка можно встретить туристов, да и те ходят по одному единственному маршруту: дом – море, которое виднеется на горизонте.
На море – бананы, катамараны, прокат квадроциклов. Набор развлечений в Геленджике мало чем отличается от услуг, которые предлагают на остальном побережье Черного моря. Аренда шезлонга на городском пляже – 100 рублей, на частном – 300.
Здесь постоянно проживает 70 тысяч человек. В сезон население увеличивается троекратно, но не в этом году.
«Мне кажется, люди обнищали. И заметно, сильно», – отмечает хозяйка гостевого дома Наталья.
За фирменной пиццей и чаем Наталья, хозяйка гостевого дома, размышляет: доллар подскочил, заграница стала многим не по карману. Россияне, конечно, приезжают, только на них уже не заработать.
«Сейчас люди очень экономно едут. Только бензин. Если раньше шашлыки с утра до вечера жарили-парили, то сейчас такого нет», – рассказывает Наталья.
Местные рассчитывают «брать туриста» если не сервисом, то природой, говорят – здесь один закат чего стоит! И это зрелище не купить ни за какие деньги.