Москва, 15 сентября. Проездной на метро и билеты в театр. Так в Москве решили стимулировать доносы. Пока сообщить можно только о нарушении правил парковки, но власти обещают – это лишь начало.
Желающих отправить донос оказалось так много, что специальное мобильное приложение уже работает с перебоями. И только активистка Катерина Неупокоева действительно не успокаивается, пока не исполнит свой гражданский долг. Видимо, очень хочет в театр. Вместе с ней получить статус «Помощника Москвы» решил и корреспондент «МИР 24» Дмитрий Забрудский.
«Делаем фотографию обзорную этого автомобиля и через 15 минут мы должны вернутся к этой машине, чтобы сфотографировать, что он остался на этом же месте», – объясняет руководитель по тестированию приложения «Помощник Москвы» Катерина Неупокоева.
Катерина Неупокоева, вооружившись смартфоном, снова вышла на охоту. Девушка одна из тех, кто считает себя борцом за справедливость. Даже куртку одела молодежного крыла общественной организации. За две недели она с друзьями «сдала» властям несколько сотен нарушителей правил парковки.
«В программе потом будет написано, что автолюбитель оштрафован. Все!» – говорит Неупокоева.
Для того, чтобы донести, нужно зарегистрироваться на портале «Госуслуги» и скачать специальное мобильное приложение. Найти нарушителя, сфотографировать номер его машины через программу и отправить в Центр обработки данных. Создатели уверяют: подделать снимок нельзя, приложение автоматически вычисляет местоположение неравнодушного гражданина.
Игорь Брумель – один из тех, кто против электронных доносов. Житель центра Москвы часто оставляет свою «Оку», где придется.
«А если человеку негде поставить машину? Он здесь живет, а машину домой не заберешь, это не велосипед», – уверен житель Москвы Игорь Брумель.
Другие москвичи уже обвинили власти столицы в том, что они перекладывают свои обязанности на горожан.
«Все люди, которые работают в центре Москвы, будут выполнять работу ЦОДД», – считает общественный активист Никита Артюх.
Сейчас каждая такая фотосессия обходится автолюбителю в три тысячи рублей. А власти обещают к новому году наладить прием доносов и по другим правонарушениям.
Эксперты разделились: идея в принципе хорошая, но как она будет реализована на практике?
«К огромному сожалению, вал правонарушений, преступлений и смертей сбить не удается, поэтому мы вынуждены перенимать то, что в других странах работет достаточно эффективно», – говорит председатель президиума Московской Центральной коллегии адвокатов Игорь Трунов.
«У нас все переворачивается с ног на гололву. И, соответственно, эти фотоснимки могут быть использованы, чтобы навредить. Мало ли, какая бытовая ситуация могла произойти между соседями. И с помощью фоторедактора поставили автомобиль посреди Красной площади, отослали, а потом разбирайся в этом», – поясняет руководитель ФИЦ «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко.
Жителям Нью-Йорка о пользе доносов читают специальные лекции. И вот результат: за 10 лет арестовано 80 госслужащих, раскрыты сотни коррупционных преступлений. При этом анонимные сообщения составляют 90%, в среднем – 7,5 тысяч в год. Большинство написаны коллегами по работе. Но проверки показывают: четверть доносов – ложные.
Доносы принесли американской казне 22 млрд долларов за 10 лет. А осведомители получили около 200 млн премиальных. Некоторые стали миллионерами. Так, сотрудница ипотечного подразделения Шерри Хант получила 31 миллион за то, что донесла на шефа.
В Европе доносы принимают не только государственные органы, но и общественные организации. В апреле в Бельгии появился сайт для сообщений про мигрантов. Там ждут информацию о злоупотреблениях в сфере получения социальных пособий. Чуть раньше такой же сайт заработал в Нидерландах.
В России с 2012 года МВД официально выделяет деньги на информаторов. Сумма премии может достигать 300 тысяч рублей.