Москва, 19 сентября. Кирилл Серебренников – один из самых знаменитых российских режиссеров нового времени, худрук «Гоголь-центра», не так давно дебютировавший в Большом театре в балете, там он поставил «Героя нашего времени». Накануне премьеры и нового сезона в «Гоголь-центре» который театр начал, так и не обретя нового директора, ответил на не всегда приятные вопросы «МИР 24». Поэтому за смелость и открытость Серебренникову можно сказать спасибо.
– Несколько настороженно прислоняться к этим поддонам, потому что они являются частью декорации...
Кирилл Серебренников, режиссер, художественный руководитель «Гоголь-Центра»: Да, это «Русские сказки», можно прислоняться. Здесь наших зрителей, которые придут на спектакль, будут встречать три ведьмы. И будут предлагать им три пути, по которым идти смотреть сказки. Это не то что квест, но спектакль так устроен, что зрители разбиваются на три группы. И каждая группа видит свой собственный спектакль.
– Я так понимаю, что две главных премьеры этого сезона случатся в начале: «Кому на Руси жить хорошо» по Некрасову и «Русские народные сказки» по Афанасьеву.
Кирилл Серебренников: Ну, из коллекции Афанасьева. Это большая коллекция, собранная по всей России, сказок – там самые разные, в большом количестве вариантов.
_– Но все не детские? _
Кирилл Серебренников: Почему, есть и детские! И «Колобок», и все, что угодно! Столько сюжетов, столько невероятных персонажей – гигантское подсознание народа, огромный чердак или подвал – может, и то, и то одновременно. И ужасно интересно в этом разбираться.
– Известно, что в театре финансовые проблемы, означает ли это, что эти две премьеры – пока что все, что обещает театр на этот сезон?
Кирилл Серебренников: Да нет! Мы решили пойти путем интриги и не объявлять в самом начале список премьер, а постепенно открывать тайны. Есть планы на очень большую и серьезную постановку, которая точно всех удивит. Это уже 2016 год будет. И еще один спектакль планируется. Но я не хочу специально раскрывать тайну, потому что будет потом не интересно.
– «Кому на Руси жить хорошо», да и сам Некрасов – нельзя сказать, чтобы он был неполитическим писателем и поэтом, то есть поэт-гражданин, все, что с этим связано... Очень сложно в этой истории пройти между всеми возможными рифами и сказать: а вот он и не левый, и не правый, и не консерватор, и не либерал.
Кирилл Серебренников: К счастью, Некрасов не так прост, чтобы определяться как либерал или консерватор, левый или правый. Когда мы говорим: вне политики – как раз это стоит произносить как максимальное дистанцирование от того, что мы сегодня называем политикой. Поэтому Некрасов – он про совесть, про честь, про свободу, про равенство. Эти вещи, эти понятия, они вечные.
– А что с директором? Известно, что уже несколько месяцев у театра директора нет, сначала ушел Алексей Малобродский, потом ушла Анастасия Голуб. И эти несколько месяцев, что театр без директора, я не думаю, что это простое время, потому что, как мне говорили, есть какие-то документы, на которых подписи нужно ставить чуть ли не каждый месяц...
Кирилл Серебренников: Да, это очень важная фигура. И у нас огромное количество происходящих событий должно быть. Директор необходим, но я подумал, что ни в коем случае нельзя объявлять первого попавшегося человека, случайного. И сейчас найден человек, которого я представил департаменту, и сейчас остались некие бюрократические вещи, связанные с его утверждением. В ближайшие дни, после премьеры или в момент премьеры «Кому на Руси жить хорошо» будет объявлена фамилия, пройдет сбор труппы и прочее, и мы заработаем в нормальном режиме. Я надеюсь, мы как-то в этой непростой ситуации, кстати, она непростая не только для нас, а для всех – вы знаете о сокращении финансирования культуры на большое количество миллиардов, мы знаем, что кризис, падение валют тоже не очень хорошо влияет на те бюджеты, которые у нас есть – в общем, мне кажется, всем нам надо готовиться к сложному времени. У нас даже есть плюс: мы уже готовы! Я в этом смысле на эту ситуацию смотрю оптимистично. Потому что эти сложные коллизии позволили нам мобилизоваться, убрать лишнее, почистить какие-то излишества, понять, что надо заниматься бедным театром – не в смысле по мысли и по чувству. А есть такое понятие «русская бедность». Вот, недорогие паллеты – всего 100 рублей штука. А сколько из них разного можно сочинить и придумать!
Беседовал Григорий Заславский
Кирилл Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Свой первый спектакль поставил еще в школе. Окончил физический факультет Ростовского госуниверситета. В студенческие годы занимался режиссурой в любительской студии «69». С 1990 года ставит спектакли на профессиональной сцене, в том числе в Большом театре, МХТ им. Чехова, «Современнике». Из экспериментального курса в Школе-студии МХАТ создал «Седьмую студию». С 2012 года – художественный руководитель «Гоголь-центра».
Подробнее в сюжете: Театр