Москва, 27 сентября. Самая короткая биеннале современного искусства в мире, которая открылась в Москве 22 сентября, будет идти всего десять дней. Основная экспозиция расположилась в Центральном павильоне ВДНХ.
«Вот так сразу и не скажешь, что ты на выставке современного искусства - кругом строительные леса, специальные подъемники, шумят дрели - все это напоминает гигантскую стройплощадку. А, в принципе, так и есть - художникам шестой московской биеннале предстоит на месте за десять дней построить свои инсталляции. Вот уже кто-то приступил к работе», - говорит корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
Под чутким руководством художницы из Ирландии Элс Дитворст рабочие мастерят загадочную конструкцию. Сама автор тут же вырезает истуканов. Материал для скульптур она собрала на берегу моря в родной Ирландии и привезла в Москву. Говорит, в итоге получится инсталляция в форме черепа.
«Вот, посмотрите на этот рисунок, он отображает значение моей работы. Этот гигантский череп - метафора жизни на земле. Судьба человечества, в прямом смысле слова, в наших руках. Этот череп в итоге получится прочным и хрупким одновременно, потому что внутри он будет крепко держаться на дереве как на корнях, а снаружи будут вот такие человечки - символ того как мы все объединяемся в единое целое», - говорит Дитворс.
Все работы на шестой московской биеннале отражают самые актуальные проблемы современности: миграция, войны и плохая экология - вот не полный список тем.
Трое кураторов - все иностранцы - Барт де Бар, Дефне Айас и Николаус Шафхаузен - столкнулись с некоторыми трудностями. Из-за финансового кризиса бюджет биеннале существенно сократили. Если на предыдущую потратили больше полутора миллионов долларов, то на эту выделили всего 450 тысяч. Вместо трех павильонов на ВДНХ предоставили всего один - Центральный. Поэтому о масштабной выставке не могло быть и речи - элементарно было не на что привезти произведения искусства из-за границы. Но кураторы не отступили. Придумали формат мастерской и попросили художников поразмышлять на заданную тему: «Как жить вместе?».
«Нам повезло, что нас трое, потому что одному куратору невозможно постоянно поддерживать связь с 70 художниками, - говорит Николаус Шафхаузен. - В первую очередь, было важно объяснить всем, что в этом году не надо доставлять произведения искусства из разных стран. В мировой художественной системе привыкли к тому, что биеннале и выставки похожи на розничный магазин, в который вы приходите и можете сказать: «О, это мне нравится, это я беру!». Но здесь у нас другая ситуация».
Одна из важных составляющих этой биеннале - дискуссии, лекции и встречи с известными философами, экономистами и общественными деятелями. Таким образом, кураторы надеются вместе со зрителями дать свои прогнозы на будущее.