О солидарности в эти дни вспоминают в Германии. ФРГ и ГДР: четверть века вместе. Точнее сказать так: 3 октября 1990 года Германская Демократическая Республика просто перестала существовать. Логичный итог падения Берлинской стены. Ключевую роль здесь сыграл Советский Союз и лично Михаил Горбачев. Это он вел переговоры с Западом о единстве Германии. И именно его потом упрекали его же соратники в дипломатическом поражении. В любом случае 25 лет назад начался новый отсчет в мировой истории. Фактически была проведена черта под холодной войной, сообщает корреспондент «МИР 24» Константин Коковешников.
В ночь на 3 октября 1990 года небо над Берлином сотрясали сотни праздничных залпов. На площади у Бранденбургских ворот собрались более миллиона человек. На их глазах ровно в полночь над комплексом правительственных зданий взвился флаг ФРГ как главный символ объединенной Германии.
Де-факто днем объединения Германии, конечно, стало падение Берлинской стены, которое привело к окончанию холодной войны. Но де-юре это произошло почти на год позже. Вначале в Германии, где в августе 1990-го был подписан соответствующий договор на уровне ГДР, а затем спустя две недели в Москве в здании бывшей гостиницы «Октябрьская» - сегодня это «Президент-Отель».
Одной только воли немецкого народа было мало. Предстояло заручиться поддержкой стран-победительниц во Второй мировой войне, которые в 1945 году поделили Берлин, а вместе с ним и всю страну на четыре оккупационные зоны, а потому этот документ, подписанный в формате «2+4», называют еще мирным договором.
По условиям документа отныне и впредь Германия получала независимость, а в ответ на это отказывалась от производства ядерного оружия и обещала не размещать на своей территории армии других стран.
Работа над договором шла в предельно короткие сроки. Горбачев как мог ускорял процесс и отстаивать интересы Москвы, позже скажут даже его союзники, не стал.
«Ему чем-то пригрозил Буш (Джордж Буш-старший – прим.ред). Я предполагаю, Буш ему мог сказать следующее: накал обстановки внутри ГДР в пользу объединения Германии был настолько велик, что американцы просто могли дать команду, чтобы это недовольство вылилось в массовые протесты населения, демонстрации и всякое прочее. И произошло столкновение возможное с вооруженными силами не только ГДР, но и с советскими вооруженными силами», - пояснил в 1971-1978 годах чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ Валентин Фалин.
Одним из пунктов документа стал вывод так называемой западной группы войск - крупнейшей за пределами Советского Союза. В разные годы ее численность составляла от 500 тысяч до трех миллионов человек.
К началу вывода войск на балансе группы числились 36 тысяч зданий и почти 800 военных городков общей стоимостью 30 миллиардов западногерманских марок. Каждая вторая казарма была построена на деньги советских военных. Но в итоге досталась ФРГ за символическую по тем временам сумму.
«Порядка 17 миллиардов марок в начале 1990-х годов. У меня есть информация, что немцы были готовы заплатить СССР, если бы мы изначально жестко поставили эти условия, порядка 150 миллиардов марок… На мой взгляд, Михаил Сергеевич наслаждался ролью объединителя. По воспоминаниям Геншера (Ганс-Дитрих Геншер - вице-канцлер ФРГ, министр иностранных дел ФРГ с 1982 по 1992 год - Прим. ред.) и других, немцы были удивлены. Они ничего не понимали: так переговоры не ведутся», - сказал руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
Денег на обустройство военных ФРГ выделила более чем достаточно. В этом уверен немецкий историк Маттиус Уль. Вопрос только в том, куда они пошли?
«Конечно, все получилось, как в Советском Союзе обычно бывает: деньги куда-нибудь ушли, людей выбросили в чистое поле. Поэтому для большинства солдат и офицеров, которые вернулись из ГДР, ничего не было подготовлено, и они оказались на улице», - сказал научный сотрудник Германского исторического института в Москве Маттиус Уль.
С исчезновением ГДР как отдельного государства в лету канул и так называемый СЭВ - Совет экономической взаимопомощи, который включал в себя с десяток крупнейших стран социалистического лагеря на планете. Штаб-квартира располагалась в Москве в знаменитой «книжке» на Новом Арбате.
Суть работы СЭВ сводилась к принципу разделения труда. Так, лекарства производили в Болгарии и Польше, автобусы (знаменитые «Икарусы») в Венгрии, а железнодорожные вагоны и речные суда как раз в ГДР.
Нередко поставки шли в кредит. В итоге Советский Союз задолжал восточным немцам 50 миллиардов марок, а потому в обмен на присоединение ГДР к ФРГ Горбачев мог, как минимум, требовать от Берлина списания старых долгов, но по каким-то причинам делать этого не стал.
Выход Германии из-под контроля Москвы, воссоединение Германии фактически предопределил распад Советского Союза, а вместе с ним и организации Варшавского договора, созданной в противовес НАТО. В ответ на это Горбачеву гарантировали нераспространение западных войск, в том числе стратегического назначения, на Восток, чего также не произошло. Договоренности об этом были лишь на словах.
«Теперь американцы делают вид, что это было где-то сказано вскользь, что это было необязательно. Я Горбачеву неоднократно говорил: нельзя доверять даже письменным обязательствам американцев, не говоря уже об устных», - сказал Фалин.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе