Москва, 7 октября. Второй по величине авиакомпании России, похоже, не избежать банкротства. Росавиация во вторник начала внеплановую проверку перевозчика. Грозят отобрать лицензию. Это значит, что «Трансаэро» может прекратить полеты не до конца года, а в любой день.
Тысячи пассажиров в разных городах уже не могут улететь по купленным у «Трансаэро» билетам. Больше других пострадали клиенты туроператора «Биоблио-глобус». Компания уже продала 200 тысяч туров с перелетами на «Трансаэро» и внесла перевозчику предоплату - 4,5 миллиарда рублей. Но что такое 4,5 миллиарда по сравнению с долгами авиакомпании? Их сумма - 250 миллиардов. Из столичного Домодедово передает корреспондент телеканала «МИР 24» Роман Волгин.
«Мы обратились к своему туроператору, на что получили ответ, где нам сказали, что они сами узнали только в три часа ночи. Ну, пока ни от туроператора, ни от турагентства нам никаких предложений не поступало», - говорит пассажир «Трансаэро» Кирилл.
Хуже всего приходится тем, кто должен вылетать в отпуск. Возвратом и обменом авиабилетов должны заниматься турфирмы.
Отменено свыше 30-ти вылетов, как внутренних так и международных. Пассажиров, оказавшихся заложниками ситуации, пообещал перевезти «Аэрофлот». Людей размещают на авиарейсы, где остались свободные места. На самых популярных и загруженных направлениях небольшие самолеты заменяют более вместительными.
Однако разметить всех клиентов «Трансаэро» силами одного только Домодедово, откуда преимущественно и вылетали самолеты обанкротившегося перевозчика, невозможно. Поэтому часть пассажиров перенаправляют в Шереметьево. О подобных изменениях многие люди узнают лишь по прибытии в аэропорт.
«Во Внуково уже пошли на регистрацию и нам там сказали, что рейс отменен. Вчера рейс был, позавчера рейс был вовремя, а сегодня - вот так нам повезло, - говорит пассажир «Трансаэро» Ольга Гладкова.
В Ростуризме накануне заявили, что банкротство «Трансаэро» поставит под удар весь турбизнес в стране. Отрасль может посыпаться как карточный домик.
«В случае банкротства - потеря тысяч рабочих мест квалифицированными специалистами, потеря налогоплательщика государством и потеря денег банками, которые кредитовали эту авиакомпанию», - пояснил эксперт по авиарынку Роман Гусаров.
История успеха первой частной авиакомпании России и бывшего Союза была столь же стремительной, как и ее разорение.
Все началось 5 ноября 1991 года с рейса Москва - Тель-Авив на арендованном самолете. За четверть века «Трансаэро» прошла путь от премиального перевозчика, впервые предложившего бывшим советским людям западные стандарты обслуживания на борту, до компании эконом-класса, летающей в места массового отдыха.
Разумеется, открыть частную авиакомпанию даже на исходе советской власти не мог любой желающий. Основатель компании Александр Плешаков - сын министра радиопромышленности СССР Петра Плешакова и начальника технического управления министерства Гражданской Авиации Союза Татьяны Анодиной.
Сама Анодина в том же 1991-м году стала главой Межгосударственного авиационного комитета, который расследует авиакатастрофы на всем постсоветском пространстве. Она занимает эту должность и сегодня.
А вот директором авиакомпании многие годы вплоть до сентября этого года была Ольга Плешакова, сноха Татьяны Анодиной.
Частная, можно даже сказать, семейная авиакомпания регулярно получала преференции от государства. Так, «Трансаэро» стала первым и единственным на постсоветском пространстве эксплуатантом самолетов Boeing-747, поскольку власти предоставили ей льготы на ввоз лайнеров в страну. А в прошлом году правительство дало «Трансаэро» госгарантии на 8 миллиардов рублей.
Но, оказалось, что государство в любой момент может как поддержать, так и закрыть проект. Тем более убыточный. В начале сентября семью Плешаковых, по сути, поставили перед фактом - им просто объявили в правительстве, что «Трансаэро» передается «Аэрофлоту». В свою очередь менеджемент «Аэрофлота», предвидя спад на рынке авиаперевозок, уже второй год добивается банкротства конкурентов. И вот теперь, кажется, ликвидации «Трансаэро» уже ничто не мешает.