Москва, 10 сентября. Третьяковская галерея впервые за 25 лет представила масштабную экспозицию работ Валентина Серова, посвященную 150-летию художника. Она занимает три этажа нового здания Третьяковки на Крымском Валу. Всего можно увидеть 250 работ Серова из собраний 25 российских музеев и четырех зарубежных. До января работами поделились парижский Музей д’Орсе, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии Копенгагена, Национальная галерея Армении и художественный музей Беларуси. К тому же будут показаны и творения Серова, находящиеся в частных коллекциях. На что, кроме всем известной «Девочки с персиками», стоит посмотреть, узнала корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
«Девочка с персиками», написанная в 1887 году, открывает масштабную выставку Валентина Серова. Ему было всего 22, когда он создал портрет 11-летней Веры – дочки известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. К работе художник подошел обстоятельно: писал каждый день с 10 утра до 3 часов дня. И так на протяжении двух месяцев.
Сотрудники Третьяковской галереи «оживили» эту историю в проморолике выставки. Экспозицию готовили два года – не удивительно, что теперь вовсю рекламируют. Тут картины не только из собрания Третьяковки. Вот, например, портрет императора Александра III привезли из Копенгагена – он впервые в России. Вдовствующая императрица Мария Федоровна заказала картину в подарок отцу – королю Кристиану IX. Серов начал работу в 1879 году, через 5 лет после смерти Александра III. Самого императора писал по фотографии, а ради ландшафта ездил специально в Данию.
«Ему позировал солдат, высокий, потому что мы знаем, что Александра III был большим и грузным человеком. Но с огромной долей юмора и самоиронии, что собственно и подчеркнул на этом портрете Валентин Александрович. Он любил этого царя, его такую искренность, доброту», – отмечает куратор выставки Ольга Атрощенко.
Из национальной галереи Армении привезли портрет Марии Акимовой – представительницы знатного, но обедневшего дворянского рода. Работой еще при жизни художника восхищались современники. А, например, портрет Ольги Томара из коллекции художественного музея Беларуси, наоборот, незаслуженно ругали. Раздражала импрессионистическая манера – мол, как будто у Серова своего стиля нет, французам подражает.
«Этот портрет был написан в Химках, в усадьбе Киреево, неподалеку от Москвы. Портрет парадный, Ольга Федоровна изображена в рост, со своей любимой таксой. И картина до сих пор сияет красками, передает ощущение летнего дня», – поясняет искусствовед Надежда Мусянкова.
Для транспортировки работ Серова использовали специальные ящики с рессорами из-за необычной манеры художника писать подолгу в несколько слоев. Его работы удивительно хрупкие – некоторые уже усеяны трещинками. Именно поэтому договориться о транспортировке холстов было чрезвычайно сложно.
Еще капризнее – графика Серова. Пастели, например, никогда не покидают стены Третьяковки. Перевезти их из основного здания в Лаврушинском переулке в филиал на Крымском валу смогли только благодаря новым рессорным ящикам, которые смягчают резкие движения. Так, например, доставили и другую картину, которые многие зрители помнят по репродукциям в школьных учебниках. Серов задумал написать «типичную русскую крестьянку», для чего даже устроил кастинг.
«Когда Серов создавал этот портрет-пейзаж, рядом стоял деревенский острослов, который смешил девушку, чтобы она показывала свои чудесные белые зубы! И вокруг стояло множество крестьян, которые любовались работой Серова и говорили, что вероятно они могли бы также написать это произведение, что свойственно и современной публике», – отмечает куратор выставки Мария Кривенко.
Есть в разделе графики и серия набросков к портрету Генриетты Гиршман – жены известного в конце XIX века предпринимателя. По воспоминаниям современников, Валентин Серов тяжело сходился с людьми. Его не останавливал ни социальный статус, ни влиятельность заказчика – мог бросить картину, не закончив. Но над портретом Гиршман работал долго и был доволен результатом. Искусствоведы видят в картине отсылки к знаменитому полотну «Менины» Диего Веласкеса. Серов использовал тот же прием с зеркальными отражениями. И на заднем плане можно рассмотреть самого художника. Вообще, вся экспозиция решена так, что зритель может увидеть, как развивался мастер.
«Я водила уже несколько экскурсий, действительно, рассказ выстраивается очень интересно, очень логично, и ты понимаешь, какими семимильными шагами двигался вперед этот художник, и как вот в 20 с небольшим лет он прошел от «Девочки с персиками» до «Иды Рубинштейн», – рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Впервые показывают публике и занавес к балету «Шахерезада» в постановке труппы Дягилева. Валентин Серов работал над ним год – изучал персидские миниатюры, но при этом сохранил свой почерк. Краски не кричащие, а сдержанные. На премьере балета в Париже зал удостоил произведение художника отдельными овациями. Через некоторое время, впрочем, занавес опустился и над творчеством художника – вскоре Серов умер от сердечного приступа в возрасте 46 лет. При жизни мастера, кстати, не было ни одной масштабной персональной выставки. Ведь почти все его работы находись в частных коллекциях.