Дамаск, 11 октября. Гражданская война в Сирии идет уже четыре года. За это время страна превратилась в лоскутное одеяло. Одни города - под контролем правительственных войск, другие - давно уже заняли террористы «Исламского государства» (группировка запрещена в России решением ВС РФ - прим. ред.). А есть еще Свободная сирийская армия, «Фронт ан-Нусра» (также запрещена в РФ решением ВС страны), «Хезболла», и повстанцы с умеренными взглядами. Кто есть кто? В чем отличие и есть ли что-то общее? Все оттенки оппозиции в Сирии - в репортаже корреспондента «МИР 24» Максима Красоткина.
На кадрах парада боевиков «Исламского государства» - группировки, которая контролирует сейчас большую часть Сирии, - боевики одеты в одинаковые костюмы, с новым оружием и техникой. Все это должно говорить о зачатках некой государственности, но это лишь работа пропагандистов - у террористов есть и такие. Рядовые боевики выкладывают другие ролики. Группировка ИГ в свое время откололась от «Аль-Каиды» (запрещена в России решением ВС РФ) - их лидеры не поделили землю. Боевики «Исламского государства» в сирийский конфликт вмешались как самостоятельная сила и не уступили завоеванные территории «Фронту ан-Нусра» (ветви «Аль-Каиды» в Сирии). «Их объединяет одна цель: убрать официальный дамасский режим. А дальше их цели расходятся. А потому они сначала стреляют друг в друга, а после - объединяются, чтобы нанести удар по сирийской армии», - заявил востоковед, заместитель директора Института востоковедения Российской академии наук Владимир Исаев.
Внешне обе группировки ничем не отличаются. Впрочем, если «Исламское государство» пыталось ввести на оккупированных территориях свою валюту, то «Фронт ан-Нусра» грабила сирийцев и без этих тонкостей. Против двух банд, а заодно и против Башара Асада, воюет так называемая Свободная сирийская армия. На западе ее называют умеренной оппозицией. Основу группировки составляют бывшие солдаты правительственной армии, сбежавшие оттуда с оружием, а порой - и техникой. Зарабатывает банда похищением людей и грантами из-за рубежа. Но среди сторонников Свободной сирийской армии нет единства. Дезертиры часто объединяются в землячества и, дойдя до родной деревни, там и остаются. Причина - желание защищать исключительно свои земли без оглядки на командиров.
Противостоит бандам шиитское меньшинство. Стоит отметить, что конфликт мусульман-шиитов и мусульман-суннитов длится с седьмого века. В это время на Ближнем Востоке правил халиф Али - зять пророка Мухаммеда. После его смерти ближайшие родственники начали делить власть. Одна часть мусульман считала, что руководить халифатом должны потомки покойного - их прозвали шиитами (в переводе - приверженцы Али). Другая часть была уверена, что родство - не повод садиться на трон. Их прозвали суннитами, то есть приверженцами Сунны - сборника исламского права. С тех пор у одних духовные и светские власти разделены, а у других во главе имам - наместник бога на земле. «Если имам у шиитов - главное лицо, то у суннитов имам - человек, который может прочитать Коран и объяснить его, но не больше», - отметил Исаев.
Алавизм - особое направление в исламе. Его приверженцы составляют основу правительственной армии Сирии. Их хоть и причисляют к шиитам, но ближе они к христианам. Даже святыни одни и те же, хранятся в главной мечети Дамаска. «Главная святыня в этой мечети? Голова Иоанна Крестителя. То есть алавиты вместе с христианами ходят туда и молятся», - подчеркнул Исаев. Внутри той самой часовни, где находятся мощи Иоанна Предтечи, расположена усыпальница Салах-ад-Дина - мусульманского лидера, выбившего крестоносцев из Иерусалима. И это притом, что ислам запрещает хоронить в мечетях. Более того, алавиты верят в переселение душ, а для мусульман это неприемлемо, отметила советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина.
Жизнь алавитов по сравнению с другими мусульманами - одно удовольствие. В мечеть можно ходить два раза в день вместо пяти, при этом, не совершая омовения, выдерживать всего половину поста в месяц Рамадан и даже употреблять алкоголь. Впрочем, в Сирии разные течения ислама до недавних пор жили душа в душу. О былых временах, когда все разногласия выливались лишь в философские разговоры, вспоминает местный житель Мусанна Ганем. «Мы не ощущаем себя отличными от других граждан Сирии. Мы живем абсолютно нормальной жизнью в Дамаске, нас никто не выделяет, нам никто не мешает жить и исповедовать свою религию, свое течение», - подчеркнул мужчина. Мусанна, как и вся его семья, - на стороне президента. Но вера Асада тут сыграла далеко не первую роль. Основная причина - все 15 лет при правлении нынешнего президента Сирия была, пожалуй, самой светской страной в регионе.
Особняком от всех стоят курды. Они тоже поддерживают Асада, но, по сути, обороняют свои земли от радикальных исламистов в надежде, что после войны им дадут автономию. «Я бы не сказал, что курды выступают на стороне Асада. Сейчас их интересы и интересы президента совпадают. Интересы курдов совпадают и с интересами всего мира, если взять за точку опоры справедливость и борьбу против общемирового зла», - отметил член национального конгресса Курдистана Фархад Потиев. При этом курды считают себя мусульманами-суннитами, но и тут традиционный ислам переплетается с культурой народа и более древними верованиями. Например, поклонением природе.
В московской общине курдов все переживают за своих собратьев в Сирии. Сейчас те контролируют север Сирии с турецкой границей. Противостоят одновременно всем группировкам, зачастую без поддержки правительственной армии. От остальных мусульман курдов отличает многое, например, равноправие в семьях. Тут женщина может быть главой рода, а в случае опасности взять в руки оружие и сражаться наравне с мужчинами, что курдские ополченки сейчас и демонстрируют. Кроме того, они не носят хиджаб - редкость для Ближнего Востока. Замужняя женщина носит белый платок, но он почти прозрачный, а главное - курды спокойно относятся к тому, если женщина при мужчине начнет кормить грудью ребенка. Впрочем, отличий у противоборствующих сторон может быть еще больше. От группировок то и дело откалываются небольшие банды, которые то воюют самостоятельно, то примыкают к бывшим противникам. Все зависит от того, кто успешнее и богаче на данный момент.
Действия «Исламского государства» часто сравнивают с нашествием варваров. Тактика боевиков - уничтожать все на своем пути. С землей они сравняли и многие памятники искусства. Недавно не стало еще одного шедевра - Триумфальной арки в Пальмире, что располагалась на территории нынешней Сирии. Многие ее знали по обложке советского учебника истории за пятый класс. Никакого отношения арка к религии не имела, построена была в конце второго века в честь победы императора Септимия Севера. Боевики ее просто взорвали. Ранее в той же Пальмире была уничтожена статуя «Лев Аллат», созданная в первом веке. Она, якобы, не соответствовала исламским канонам. Также здесь были разрушены храм Баалшамина и уникальный храм Бэла. Возраст обоих архитектурных шедевров был почти два тысячелетия. Сирийский печальный список утерянных памятников продолжают три башни в Долине Гробниц, монастырь Святого Юлиана и архитектурный ансамбль церквей и мечети Ибн-аль Валида в старом Хомсе.
В Ираке под прицел террористов попал город Мосул, там был разграблен местный музей. Боевики крушили изваяния крылатых быков, охраняющих врата Ниневии - столицы древнего ассирийского государства. Десять тысяч книг были за день сожжены в центральной библиотеке города, в их числе - древние рукописи и работы по арабской истории. Разрушена шиитская мечеть пророка Юнуса, взорвана средневековая мечеть пророка Джирджиса, который в христианстве известен как святой Георгий. Зачем террористы уничтожают памятники? Эксперты называют два главных мотива. «Они на этом зарабатывают, они торгуют артефактами. Вся Турция сейчас - черный рынок антиквариата. Он заполнен артефактами из Ирака, это бизнес. А с другой стороны, это война с историей для того, чтобы стереть связь людей с историческим прошлым. Есть такое понятие у Гегеля «обладание историей». Тот, кто обладает историей, его труднее обмануть, им труднее манипулировать. А когда история стерта, человеку не на что опереться», - уверена политолог, востоковед Карине Геворкян.