Москва, 18 октября. В деле о крушении Boeing на юго-востоке Украине на этой неделе могла быть поставлена точка. Однако сенсации не произошло. Вынесение вердикта отложено на следующий год, передает «МИР 24».
Хотя есть две версии, два расследования и даже два доклада. Один подготовил Совбез Нидерландов, другой – российский концерн «Алмаз-Антей».
Точно установленные факты: катастрофа случилась 17 июля 2014 года в зоне проведения АТО на юго-востоке Украины. Boeing развалился на части в воздухе. Погибли все находящиеся на борту – 298 человек. Дальше только предположения.
Обе стороны сходятся в том, что Boeing сбили с помощью зенитного комплекса «Бук». Но какой ракетой? В голландском отчете фигурирует современная модификация.
Производитель «Бука» «Алмаз-Антей» утверждает, что ракета старая. Ее перестали выпускать в 86-м, а с вооружения в России сняли в 2011 году. Свои выводы специалисты сделали после натурного эксперимента.
Указанный голландцами боеприпас взорвали рядом с фрагментом самолета и получили картину повреждений, которая сильно отличается от фотографий с места трагедии. На фюзеляже Boeing – входные отверстия только прямоугольной формы.
«В случае поражения Boeing более современной ракетой 9М38М1 самолет бы имел огромное количество характерных повреждений в виде «бабочки», так как из 7 тысяч осколков каждый четвертый – это двутавр с наибольшей кинетической энергией», – заявил генеральный директор концерна ПВО «Алмаз-Антей» Ян Новиков.
В докладе Нидерландов возможный район пуска расположен на площади в 320 квадратных километров. Включает в себя населенный пункт Снежное. Что согласуется с версией, которую выдвигают представители Украины.
Российские специалисты возражают: в этом случае ракета должна идти навстречу самолету. Основной удар принимает на себя кабина, а крыло, двигатель и хвост осколки не достанут. В подтверждение вновь ссылаются на эксперимент.
«При подходе ракеты на встречных курсах ни один боевой поражающий элемент попасть в двигатель физически не может», – отметил советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский.
В случае с Boeing все было иначе. А потому, считают российские специалисты, пуск мог произойти из другой точки – населенного пункта Зарощенское. Это западнее Снежного, примерно в часе езды.
– Насколько известно, в то время, когда был сбит Boeing, это село (Зарощенское – прим. ред.) заняли ополченцы. И поэтому вопрос кого Вы обвиняете?
Ян Новиков, генеральный директор концерна ПВО «Алмаз-Антей»: Там разные были карты, и одни карты, и другие карты. Можно констатировать что есть вопрос в этом. Вот почему-то Снежное – это четко ополченцы. Зарощенское – то одни, то другие. Не комментируем этот вопрос.
Хотя есть все же один пункт, по которому мнения голландских и российских экспертов совпадают.
«В день катастрофы 160 рейсов пролетали над местом трагедии, пока воздушное пространство не закрыли после крушения Boeing. По мнению Совета Безопасности Нидерландов, была обоснованная причина закрыть воздушное пространство над южной Украиной. Украинские власти должны были это знать», – заявил председатель Совета Безопасности Нидерландов Тьиббе Йустра.
«Мы поддерживаем сделанный в окончательном отчете вывод, что украинская сторона несет полную ответственность за незакрытие воздушного пространства», – подчеркнул заместитель руководителя Росавиации Олег Сторчевой.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе
Читайте также: