Москва, 4 ноября. Россия отмечает День народного единства. 4 ноября в 1612 года сплотившийся русский народ освободил страну от польских интервентов. Историю праздника вспоминала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Пока боярские кланы воевали между собой, Лжедмитрии чередой сменяли друг друга, а иностранные захватчики делили земли российского государства. Символом Дня народного единства принято считать Минина и Пожарского.
Первым вдохновителем народного ополчения был патриарх Гермоген. Его грамота о необходимости собирать ополчение дошла до Нижнего Новгорода. Точнее, до земского старосты Кузьмы Минина. Он взял на себя хозяйственную часть собирать деньги для ополчения. Предводителем военных операций назначили князя Дмитрий Пожарского.
«Кузьма Минин был неграмотный, он не умел писать. И подписывал все Пожарский. Это была же элита, и надо было опираться на доверенных людей. Пожарский был честный человек, средней руки дворянин, завоевал доверие низов своей честностью и бескорыстностью», – сказал краевед.
Столицей ополчения сделали Ярославль. Тогда это был один из самых крупных городов. Армию собирали пять месяцев.
«В кремле находились все административные здания по крайней мере место работы Пожарского было там но может там он и жил. Воевать только за идею никто не хотел, поэтому Минин и Пожарский начали чеканить собственные монеты», – старший научный сотрудник Ярославского музея заповедника Алексей Зубатенко.
В русских костюмах карманов в то время не было, копейки носили за щекой. Иностранцы рассказывали как на рынках русские торговались, а потом вынимали из рта. Отсюда появилось выражение «отслюнявить».
Оригиналы копеек сейчас хранятся в историческом музее рядом с саблей, которую Минину и Пожарскому вручили жители Москвы в благодарность за освобождение от польских интервентов.
Биографии Минина и Пожарского до сих пор вызывают много вопросов. Наличие татарских корней то опровергают, то доказывают.
Впрочем, некоторые историки и вовсе считают, что Минин и Пожарский лишь прототип. В реальной жизни их не существовало.
«Видимо в эту версию верили с самого начала, как ее придумали. О многих фактах спорят как будто их придумали, но оспаривать очень трудно. И их не выявишь, только на уровне «экстрасенсов». Был, значит, какой то человек, если и не Минин и Пожарский, то к то-то другой руководил», – сказал краевед Артем Задикян.
И это не единственная загадка. Долгое время считалось, что у Кузьмы Минина не осталось потомков. Его сын Нефед был бездетным. Но по иронии судьбы именно в Нижнем Новгороде живет Илья Мининзон – лаборант Ботанического сада. Он утверждает, что у Кузьмы Минина был роман с еврейской женщиной. Его друзья, в том числе и Пожарский, вынудили девушку уехать. Уже в Беларуси она родила от Минина сына. В XIX веке российских поданных обязали иметь однообразные для семейства фамилии. Так и появилась фамилия Мининзон.
Русская православная церковь уверена, что освободить Москву помогло чудо. К стенам захваченного города, войска подошли с иконой Казанской божьей матери. В результате, воодушевленные ополченцы смогли одержать победу.
Подробнее в сюжете: День народного единства