Москва, 5 ноября. Россияне стали избегать путешествий самолетом. Продажи авиабилетов упали. Московская служба психологической помощи заявила о шквале звонков, связанных с египетской авиакатастрофой и страхом полета. Нелетные настроения и как от них избавиться? Ответы на эти вопросы Алексей Мельников узнал у психолога Владимира Лукичева в программе «В фокусе».
Алексей Мельников: Реакция на катастрофу – это показатель массовых фобий или нормальная реакция?
Владимир Лукичев: В повседневной жизни мы часто смешиваем эти два понятия: страх и фобия. Это совсем две разные психологические реалии. Очень важно уметь отличать зерна от плевел.
Алексей Мельников: Чем аэрофобия отличается от естественного страха за свою жизнь?
Владимир Лукичев: Аэрофобия – это одна их специфических фобий. Чем страх отличается от фобии? Тем, что страх – это очень продуктивная реакция, она жить помогает. Страх – это то, что сигнализирует об опасности. А фобия – это сигнал, когда реальной опасности нет. Например, когда на меня несется машина – страх может спасти мне жизнь. Когда машина просто стоит на обочине и я обхожу ее за два квартала – это то, что разрушает мою ориентировку в мире и мешает мне жить.
Алексей Мельников: После этой страшной трагедии на Синае, случилось же еще несколько авиакастроф. Люди следят за новостями. Есть ли вероятность, что в такой ситуации естественный страх превратится в аэрофобию?
Владимир Лукичев: Есть один из механизмов распространения фобий через подражание. Если мы найдем правильные слова, то эта реакция не будет разрастаться.
Полную версию интервью смотрите в видеосюжете.