Москва, 7 ноября. В День народного единства в московском «Манеже» открыли выставку «Романтический реализм». Главный куратор – нынешний директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова – всего за три недели собрала произведения искусства из разных музеев России. Все картины выполнены в жанре соцреализма и показывают образы счастливого советского прошлого. Темные стороны истории прикрывает миф об абсолютном единении народа и власти. На открытии выставки побывала и корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
Экскурсию по выставке проводит директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Рассказывает, что советский реализм – неотъемлимая часть мировой истории искусства. Первая остановка – у работы художника Александра Дейнеки «Оборона Петрограда», написанной в конце 20-х годов прошлого века. Сам художник говорил, что вдохновлялся революционными настроениями. Но главный куратор выставки утверждает – была и другая картина, которая сподвигла Дайнеку на творческий подвиг.
«Это очень серьезное, оригинальное произведение, которое при этом базируется на известной фреске швейцарского художника Фердинанда Ходлера «Выступление йенских студентов», которое находится в Йене. Эта картина дает совершенно иное представление об Октябре, о событиях, которые вошли в некий поминальник большевистской истории. Она дает очень ясную, очень четкую, очень новаторскую художественную формулу!» – говорит куратор выставки Зельфира Трегулова.
В экспозиции – 80 полотен из разных музеев: от Третьяковки до Русского. Кураторы разделили произведения на 12 разделов, чтобы показать, как советская пропаганда постепенно формировала миф об идеальной стране, где любимый Вождь запросто гуляет по Парку Горького с пионерами, а футуристичные дирижабли бороздят ясное мирное небо.
«Вождь, отношения с вождем – то, чем советский миф занимается, очень серьезно. И помимо вот таких работ, с таким каким-то возвеличиванием вождя, постоянно отрабатывалась тема близости. На одной из наших картин вы можете увидеть сюжет, когда Сталин и Ворошилов гостят у моряков крейсера «Червона Украина». Они разговаривают запросто с морячками. Моряки во время разговора со Сталиным могут позволить себе есть виноград и даже какие-то пустые кисти оставляют. Они держат друг друга панибратски», – отмечает куратор выставки Эдуард Бояков.
Соцреализм оказывается и не совсем реализмом. Вот работа Василия Купцова – чистый импрессионизм, а Кузьма Петров-Водкин в образах красноармейцев пишет каноническую Святую Троицу. Христианские мотивы здесь вообще тесно переплетены с коммунизмом.
Остроумное пространство с аллюзией на храмовую архитектуру в Манеже спроектировал художник Дмитрий Ликин. Для раздела «образ вождя» построили камерный зал, чтобы напомнить зрителям – в Стране Советов был свой иконостас.
«Были сконструированы эти анфилады: таких условно сакральных пространств с такой очевидной целью, куда помещается раздел вождя. И в каждом из этих условных святилищ, условных, потому что мы это специально оставили в таких абстрактных формах, только присвоили каждой свой цвет, свою колористику – в них разыгрываются отдельные сюжеты», – поясняет архитектор выставки Дмитрий Ликин.
Один из самых трогательных разделов – «Великая Война». Полотно Александра Локтионова «Письмо с фронта» искусствоведы снова связывают с иконографической традицией. Типичный сюжет благовещения – письмо буквально светится в руках, и сомнений нет – солдат вернется с фронта. Если присмотреться, то на заднем плане вообще будто шпиль церкви.
Вот так умелые советские пропагандисты заставили старые ценности служить новому культу. И в этом смысле эта выставка – на все времена.
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»
Читайте также: