Москва, 7 ноября. Соцреализм сегодня снова входит в моду, а то, что входит в моду, то и в цене. Это почувствовала Екатерина МакДугалл. Она, конечно, выдающаяся женщина, которая относительно недавно буквально ворвалась на консервативный британский арт-рынок, и вот уже не странно, когда, анонсируя русские торги, традиционную Русскую неделю в Лондоне, говорят о Кристи, Сотби и МакДугалл, дом, который носит ее имя. С Екатериной МакДугалл «МИР 24» встретился в Москве, чтобы расспросить о ценах на соцреализм, арт-рынке и его маленьких и больших тайнах.
– Скажите, вот эти торги, которые принесли 4 миллиона фунтов стерлингов, даже больше того, и которые собрали советскую, досоветскую и постсоветскую живопись, Вы их как расцениваете?
Екатерина МакДугалл, глава аукционного дома MacDougall’s: На мой взгляд, это было явление, потому что это был первый аукцион советского искусства на Западе, то есть за пределами России.
– Это в Лондоне же было, да?
Екатерина МакДугалл: Да, это было в Лондоне, в нашем аукционном доме. И, на мой взгляд, они были интересны тем, что мы собрали под шапкой этого аукциона все периоды и направления, которые существовали в России в XX веке.
– Я понимаю, что вещь тайная – не всегда известно, кто и за каким покупателем стоит, но, тем не менее, есть ли иностранцы, которые проявляют интерес к советскому искусству?
Екатерина МакДугалл: Мы делаем несколько мероприятий перед торгами. Очень многие иностранцы говорили, что многое для них было открытием, восхищались и так далее. Но в итоге 80% – иностранцы продавали, и 90% – русские покупали.
– Лидером, насколько я понимаю, стала работа Александра Дейнеки, которая была продана за 2 миллиона 250 тысяч фунтов. В таких случаях всегда интересно, откуда эта картина появилась и куда она ушла?
Екатерина МакДугалл: Купил ее человек из России, ныне живущий в Лондоне. А вообще полотно это очень необычное, оно интимное, я бы даже сказала – более чем интимное. Поэтому Дейнека его никогда не выставлял. Согласно легенде, в момент написания картины там присутствовал Богородский. И собственно Богородскому – своему ближайшему другу – Дейнека в 33-м году ее и подарил. Но интересно, что, согласно сведениям директора музея Дейнеки, эту же модель он использовал в картине «Пьяная женщина», которая сейчас висит в Третьяковской галереи.
– Почему сегодня возникает эта мода на соцреализм?
Екатерина МакДугалл: Потому что советское искусство – это чистейшее продолжение русского реалистического искусства. То есть соцреализм – это была реакция на попытку левого искусства их уничтожить морально, физически, творчески. И получается, что сейчас такой момент, когда западное искусство, очевидно, себя изжило, импульс русского авангарда, русского левого искусства. Все в мире возвращаются к основам реалистического искусства.
Екатерина МакДугалл родилась 27 октября в Москве. Окончила Литературный институт имени Горького, позже получила дополнительное экономическое и финансовое образование в Лондонском университете. Занималась профессиональным боксом, основала Общество по охране домовых в России и написала остросюжетный арт-детектив «Брик «Меркурий». Вместе с мужем Уильямом в 2004 году создала Аукционный дом MacDougall’s, специализирующийся исключительно на русском искусстве.
Беседовал Григорий Заславский