22:34 21/11/2015

Костюмы Плисецкой выставили в музее имени Бахрушина

Москва, 21 ноября. Легенда и новатор, изящная словно статуэтка, она создала свой собственный стиль танца, напрочь ломая любые стереотипы. «Беззаконная комета» Майи Плисецкой» так назвали выставку в Театральном музее им. Бахрушина, посвященную юбилею великой балерины. Главное сокровище на выставке – это костюмы, сшитые известными дизайнерами специально для Майи Михайловны.

20 ноября приме-балерине исполнилось бы 90 лет. По этому случаю в Большом театре прошел гала-концерт «Аве Майя». Как говорят, программу с участниками и номерами составила сама Плисецкая этой весной и передала ее в руки режиссера вечера – Андрису Лиепа.

Ее называли воплощением танца. Ее стремительность и жажда творчества не знали границ. Она шла наперекор устоям и привычным клише, создавая что-то новое. Майя Плисецкая – главная балерина русского балета в 20 веке. Одетта и Одиллия из Лебединого озера, Нина Заречная из Чайки, Анна Каренина из одноименной постановки. Все эти знаменитые образы представлены на выставке в театральном музее Бахрушина. Кроме легендарных костюмов, здесь фотографии, скульптуры и картины, посвященные Плисецкой.

«Человек она была невероятно щедрый, очень контактный, коммуникабельный. Каждый раз, когда она приезжала в Москву, она встречалась здесь в музее со зрителями. Ее очень любили, это были толпы людей на улице Бахрушина, маленький зал был переполнен, но она всегда старалась рассказать что-то интересное – то, что ждала от нее публика. Она всегда была безукоризненна: стиль, манера поведения, интеллигентность высочайшая. Такой же нам хотелось сделать и выставку», - рассказал куратор Александр Рубцов.

Все свои сценические образы Майя Михайловна музею подарила. Все они созданы специально для великой балерины. Например, платье было сшито известным французом Ив Сен-Лораном в 1973 году для композиции «Гибель Розы». Другой наряд от Пьера Кардена для фильма-балета «Фантазия». Театральный художник Борис Мессерер в 67-ом году создал провокационный костюм для Кармен. Публика не смогла тогда принять слишком откровенный танец, который поставил испанец Альберто Алонсо. Это была одна из любимых героинь Плисецкой.

«Она своим танцем действительно гипнотизировала всех нас, она властно захватывала воображение. Знаете, во Франции есть такой термин «факт присутствия», когда люди смотрят на фотографию, где несколько человек, а все смотрят только на одного человека, потому что факт его присутствия оживляет всю фотографию. Вот так она оживляла всю нашу жизнь», - сказал народный художник России Борис Мессерер.

Майя Плисецкая танцевала почти 60 лет, из них пятьдесят на сцене Большого театра. В честь великой балерины, на исторической сцене устроили грандиозный концерт «Аве Майя». Журналистам удалось увидеть генеральную репетицию. Режиссером выступил Андрис Лиепа. Программу концерта он составлял совместно с Майей Плисецкой еще прошлой весной, за несколько месяцев до ее ухода из жизни.

«Где-то в середине апреля мы встретились, вместе с Уриным, Щедриным и Майей Михайловной мы просидели, все обсудили и Плисецкая расписала весь концерт сама. В данной ситуации я себя режиссером считаю. За одиннадцать лет нашей совместной работы, впервые она написала порядок концерта и кого бы хотела видеть», - рассказал народный артист России Андрис Лиепа.

«Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского, «Арагонская хота» Глинки, «Дон Кихот» Минкуса, «Раймонда» Глазунова – все излюбленные вариации Майи Михайловны попали в программу вечера. К выступлению на сцене готовились такие звезды балетного мира, как Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова и Диана Вишнева.

«Всегда у всех сегодня, и раньше, и впереди будет ассоциация Кармен с Майей Плисецкой, но я очень благодарна этой великой женщине, этой великой балерине, что я имею возможность станцевать этот спектакль практически по ее благословению. На репетициях она рассказывала мне про руки, про то какими должны быть позы, акценты», - рассказала народная артистка России Светлана Захарова.

«Последнее время я постоянно с ней дружила, общалась, так как постоянно такое пересечение репертуаров. Была Анна Каренина, была Кармен. Но вообще я постоянно участвовала, сколько себя помню, сколько я была балериной, всегда участвовала в разных чествованиях Майи Михайловной», - сказала народная артистка России Диана Вишнева.

Как подчеркивают в Большом, все прошло именно так, как было задумано самой примой-балериной. Участвовать в концерте согласились все, кого она хотела видеть, приехала даже группа из Испании. Артисты исполнили на сцене танец фламенко, который так любила Майя Плисецкая.