23:51 30/11/2015

Актеры и зрители вспоминают Эльдара Рязанова

Знаменитый советский и российский кинорежиссер Эльдар Рязанов скончался сегодня на 89-м году жизни. Похоронят его в четверг, 3 декабря, на Новодевичьем кладбище в Москве. В этот же день в Центральном доме литераторов все желающие смогут проститься с ним.

Сниматься у Рязанова мечтал каждый советский и российский артист. Те, кому посчастливилось попасть в фильм Эльдара Александровича, вспоминают об этом как об особенном опыте.

«Я ценила Эльдара Александровича за огромный талант, потому что попасть к нему в кино было великое счастье, просто как выиграть 100 тысяч по трамвайному билету. Как говорят в наше время - высшая марка. Так вот Рязанов был высшая марка. Он был очень дружен с юмором и в то же время очень лиричен, поэтому все его картины - и смешные, и комедийные, но они еще и мягкие», - рассказывает народная артистка России Светлана Немоляева.

«Он абсолютно был демократичен, хотя при этом и жил в эпоху авторитаризма - и сильно и активно дискредитировал эту эпоху своими фильмами. Разоблачал мещанство, пороки, которые свойственны любому обществу, бюрократизм, чванливость, подлость человеческую. Также он мог легко и весело говорить о любви. Он был очень демократичен, но в то же время и очень жесткий», - поделился воспоминаниями актер Валерий Гаркалин.

«Удивительного темпа был человек. По крайней мере, я его таким видел в совместной нашей работе в картине «Андерсен. Жизнь без любви» (последний фильм Рязанова - «МИР 24»). Я ему говорил: «Ну мы вчера дали, я вчера часика два, ну, может, три поспал». А он говорит: «Сережа, я не спал вообще. Я до двух переписывал сцену, с двух до трех еще что-то делал, потом лег, а уже надо вставать», - вспоминает народный артист России Сергей Мигицко.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Коллеги и поклонники скорбят об уходе Эльдара Рязанова

С семилетнего возраста Рязанова воспитывали мама и отчим - его отец был репрессирован в 1930 годы и на 17 лет отправлен в лагеря. В 1960-х отец и сын снова встретились. « Пришел совсем чужой, сломанный жизнью человек», - вспоминал потом режиссер.

В кино он попал случайно: встретил на трамвайной остановке знакомого, который вез аттестат во ВГИК. Рязанов планировал поступать в мореходное училище, но за компанию решил сесть в трамвай, идущий в сторону института кино. На втором курсе его чуть не отчислили - куратора группы, знаменитого режиссера Григория Козинцева не впечатляли сценарии студента.

После окончания института как режиссер-документалист Рязанов объехал чуть ли не весь Союз. Он изучал будни рабочих, спортсменов, рыбаков, пограничников, ученых и оленеводов. В 1956 году Рязанов не хотел снимать музыкальную комедию «Карнавальная ночь», которая принесла ему первую славу. Он собирался в отпуск, однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев отобрал у него путевку и отправил работать над сценарием.

Эльдар Рязанов находил необычные способы преодолевать советскую цензуру. Например, «Ирония судьбы» рисковала не попасть на экраны из-за «пропаганды пьянства». Для первого показа картины на ТВ режиссеру даже пришлось записать вступительное слово, в котором он пояснил, что так выпивать можно только в новогодние праздники.

Рязанов не только сценарист, режиссер и публицист, но еще и поэт. Его стихи звучат во многих фильмах. «У природы нет плохой погоды...» - это его строки.

В 1990-е и нулевые Рязанов продолжал активно работать: снимал кино и телепрограммы, писал книги, открыл киноклуб, стал президентом Российской академии киноискусства «Ника».