Москва, 5 декабря. На этой неделе не стало Эльдара Рязанова. Ему было 88 лет, последние годы режиссер тяжело болел и почти не появлялся на публике. Рязанов был мастером, выдающимся специалистом в области любимого кино. Как определить его фильмы? Что это – лирические комедии, сатирические комедии, иронические мелодрамы?
Главное свойство фильмов, снятых Эльдаром Рязановым - это были любимые фильмы, причем любимыми они становились сразу же, как только выходили на экран, и – редкое качество – они не перестают быть любимыми и зрителями следующих поколений.
Люди не просто привыкли смотреть «Иронию судьбы...» – они полюбили и этот фильм, и его героев. В советском кинематографе были великие, даже гениальные режиссеры, которые снимали лучшие фильмы всех времен и народов, а Рязанов… Он снял фильмы просто самые любимые нашим советским народом, которые теперь, как скрепы, все еще продолжают нас объединять.
И «Ирония судьбы, или С легким паром», и «Служебный роман», и «Гараж» – приговор советскому безвременью – застою, и «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», где, вопреки советским законам и в нарушение уголовного кодекса РСФСР и всех других братских советских республик, торжествовал абстрактный гуманизм, которому нигде больше даже и заикнуться не давали. А у Рязанова – получилось.
Он умел бороться с советской властью мягко, без всякого нажима, по-доброму, что ли. Он умел делать то, что, скажем, не умеет почти никто, и почти никто не умел ни в советском театре, ни даже в кино – снимал эксцентрические кинокомедии – про приключения итальянцев в России.
Мы очень любили его фильмы, Рязанов умер, но его фильмы мы не перестанем любить и теперь, и потом.
Григорий Заславский