Москва, 6 декабря. Там, где есть юмор, есть и правда. Это известные слова режиссера Эльдара Рязанова. На этой неделе его не стало, он умер на 89-м году жизни. Эльдар Рязанов снял фильмы, которые можно назвать энциклопедией советской жизни. В них было все – быт с типовыми квартирами и заливной рыбой. Шутки, когда «жениться надо на сироте», а за «гараж родину продать», нравы, когда любят в «глубине души». Часто в одной картине комедия сочетается с трагедией. О сюжетах из жизни, которые невозможно забыть, вспомнила корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели.
В длинном списке заслуг Эльдара Рязанова одна особая. Режиссер подарил людям Новый год.
Середина 50-х. Первый художественный фильм Рязанова «Карнавальная ночь». И точное режиссерское попадание – стране, которая недавно пришла в себя после войны, нужен был праздник.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Духовные скрепы Эльдара Рязанова
Картина, в которой удалось ловко лавировать между дозволенным и запрещенным, принесла Рязанову первый громкий успех. А слова песни «Он на правильном пути, хороша его дорога» оказались пророческими.
Это уже потом по фильмам Рязанова будут составлять словарь шуток «эпохи советского периода».
Второй Новогодний подарок Эльдара Рязанова вышел на экраны спустя 20 лет. На дворе 1976 год. И это был уже не общественный праздник, а очень личный: когда в привычку вошло собираться на кухнях. На экраны вышла «Ирония судьбы».
«Испытывал некоторое чувство раздвоения. Видел, что Мягков поет, но знал, что это я, но как-то не мог разъединить. Я себя в некоторой степени ощущаю тем же Лукашиным», – вспоминает композитор, автор-исполнитель Сергей Никитин.
Раз и навсегда страна влюбилась в историю нелепого знакомства скромного доктора и школьной учительницы и узнала, что в Москве и Ленинграде есть одинаковые улицы и дома, похожие одна на другую квартиры. Ведь именно так жили советские граждане.
Или вот, например, знаменитый костюм Калугиной из «Служебного романа». Теперь почти раритет.
«Даже по тем временам он ориентировочно стоил в районе 150 рублей. Зарплата госслужащего. Этот костюм силуэтом напоминает марку Prada, вы посмотрите», – говорит костюмер киноконцерна «Мосфильм» Элла Кузнецова.
Но после выхода фильма мечтой советских женщин стало другое платье Калугиной.
«Шил модельер Вячеслав Зайцев специально для этого фильма. Сегодня тоже с химчистки пришли вещи. Эта блузка тоже уникальная, с Лии Ахеджаковой, вручную расшита», – отмечает костюмер.
Для «Служебного романа» Рязанову ничего и придумывать не пришлось. Сюжеты режиссер брал из жизни. Вот, например, утро в «учреждении статистики».
«Я один раз просто пришел на Мосфильм, привез жену, она сидела в комнате с другой редакторшей. Я обратил внимание, как они начали все это (макияж – прим. ред.) делать вдвоем. Я подумал, а если все это помножить на 50?» – отмечал народный артист, режиссер, сценарист Эльдар Рязанов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: От «Карнавальной ночи» до «Жизни без любви»: 10 культовых фильмов Рязанова
«Эльдар Александрович очень любил всяческую импровизацию на съемочной площадке, очень приветствовал, разрешал и радовался, что актеры настолько свободны что начинают импровизировать», – вспоминает народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.
После роли в этом фильме Людмилу Иванову узнавали даже в Китае.
«И ко мне бросилась группа студенток. «Шура приехаль! К нам Шура приехаль». И выяснилось, что они учат русский язык в университете по «Служебному роману», – рассказывает народная артистка РСФСР Людмила Иванова.
Ощущение эпохи безошибочно почти в каждом рязановском фильме. Лихие 90-е. Картина «Старые клячи». И опять в самое «яблочко».
«Подставы были, обманы, пришлось одну комнату менять на другую. Я играл черного риэлтора в кино, а меня обманывали в жизни», – поясняет актер театра и кино Евгений Воскресенский.
Режиссер, сценарист, актер… А вот о том, что Рязанов был еще и поэтом, знают не все.
«Он, например, не сказал Андрею Петрову, что это его стихи. С начала хотел сказать, что Роберт Бернс, потом сказал – нет, а вдруг он проверит и нашел какого-то такого давнишнего поэта», – отмечает народная артистка РФСР Светлана Немоляева.
И в каждом фильме маленький эпизод как автограф.
«Служебное положение существует только для того, чтобы им пользоваться. Вот я и использую служебное положение. Слава богу, что я не беру главные роли, я беру маленькие», – говорит Рязанов.
Но главная роль Рязанову все-таки была уготована. Он как никто другой рассказал нам о нас самих, сделав немного лучше.