Москва, 6 декабря. Человек, который не боится перемен. В Советском Союзе он стал популярнейшим эстрадным исполнителем. А в современной России понял, что его жанр уже не так востребован. Не стал цепляться за старое и проявил себя абсолютно в новом качестве – как театральный актер. Геннадию Хазанову на этой неделе исполнилось 70 лет. Со знаменитым артистом побеседовал театральный критик, ведущий «МИР 24» Григорий Заславский.
Он был смешон своими нелепыми поступками. Но, пожалуй, главное, о чем он тогда не задумывался, он был совершенно антисоветским героем. Потому что в его глазах виделся, читался страх, накопленный за все десятилетия долгой советской жизни.
Хазанов – выдающийся актер ныне почти исчезнувшего эстрадного жанра. То есть эстрада у нас еще жива и по-прежнему существует. Но сегодняшний эстрадный концерт, конечно, ничем не напомнит те, что были еще 30 лет назад.
Вокальные номера, причем не только эстрадные песни, но и оперные арии и дуэты, перемежались сценами из спектакля. Собственно говоря, и Хазанов начинал, прошел школу конферансье, он начинал работать с великим Леонидом Утесовым. Сольную карьеру все это помнят, во всяком случае его еще многие помнят. Хазанов начинал с прославившего его студента кулинарного техникума. К этой роли, сегодня, правда, он совершенно не хочет возвращаться.
«Это было бы так же странно, как мне странно было смотреть на Аллу Константиновну Тарасову, которая в довольно серьезном возрасте играла Анну Каренину. Я пришел во МХАТ, будучи студентом эстрадно-циркового училища, на спектакль, и у меня было чувство неловкости. Как может в этом возрасте женщина играть Анну Каренину?» – говорит народный артист РСФСР, руководитель Московского государственного театра Эстрады Геннадий Хазанов.
В какой-то момент Хазанов ушел из эстрады, но не исчез: он жив и здоров, слава Богу. Но сатирический жанр умер. Именно его умные герои, которые рассчитывали всегда на понимание, на узнавание, на улавливание разнообразных сложных контекстов, они неожиданно оказались не ко двору. Другие времена, другие герои, другая эстрада, попроще. Умничающие уже не нужны.
Хазанов вовремя выскочил из советской эстрады и сумел перепрыгнуть в российскую антрепризу. И ныне украшает своим участием в спектаклях первого в России частного Театра имени Чехова. Хазанов сам считает, что это для него был счастливый выход...
«Я и так задержался с этим персонажем. Жалко было расставаться с наработанным. Но это страхи. Для меня театральная сцена явилась освободителем, она меня избавила от большого количества страхов и, самое главное, от положения раба по отношению к зрительному залу. Кажется, что человек, выходящий на многотысячную толпу, является рабовладельцем, а на самом деле он раб. Он – раб этих рабовладельцев», – отмечает Хазанов.
Сегодня он появляется на эстраде, обычно на тех или иных юбилеях, в самых разных ролях: то Сталиным, то Раневской, то Николаем Васильевичем Гоголем.
И многие наверняка жалеют, почему Хазанов вообще расстался с эстрадой, но свое место в русской и советской эстраде он навсегда уже застолбил. Место в театре продолжает завоевывать. Но как бы то ни было, мы все равно продолжаем его любить.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе