Москва, 12 декабря. На этой неделе состоялись две театральные премьеры, в основе которых непростые сочинения советских писателей.
В Табакерке Марина Брусникина поставила повесть Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». На сцене вместо Петровской эпохи показана школа наших дней, а на месте главного героя инженера Бертрана Перри обычный учитель литературы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В театре на Таганке нашли неизвестное произведение Высоцкого
Вторая премьера прошла на малой сцене Театра имени Ермоловой. Зрители увидели пьесу Даниила Хармса «Елизавета Бам». Известный русский поэт-обэриут отличался необычным стилем: тут и абсурд, и гротеск, и чего только нет. Новая постановка получилась не менее провокационной. Интересно, что роль Елизаветы исполняют сразу 11 актрис. Корреспондент «МИР 24» Александра Корчагина увидела оба спектакля одной из первых.
40 минут длится урок литературы в школе. В Табакерке у режиссера Марины Брусникиной он затянулся почти на час. Это постановка на основе повести советского писателя Андрея Платонова «Епифанские шлюзы», написанного в 1926 году. У актера Ивана Шибанова в спектакле сразу две роли. Он учитель и герой книги Платонова – инженер Бертран Перри.
«Платонов для меня – это прививка, это шприц с каким-то лекарством, хорошей литературы какой-то. Когда его читаешь, вот это странное сочетание букв он компонует в слова, предложения и произведения. Это сродни мантре, действует для меня, по крайней мере, необъяснимыми механизмами», – отмечает актер Иван Шибанов.
В платоновском произведении показана петровская эпоха. Император решает построить судоходный канал между Окой и Доном. Для этого он выписывает из Англии инженера Бертрана Перри. Поначалу британец полон воодушевления. Но, увы, дальше его ждут сплошные разочарования. А в конце и вовсе смерть от руки палача. На самом деле «Епифанские шлюзы» в программу современных школьников не входят. Даже режиссер Марина Брусникина познакомилась с текстом только перед началом репетиций.
«Почему-то это произведение я не читала. Когда я начала читать, я вообще не понимала, как это делать. Потом, когда я прочитала до конца, поняла, что это надо делать срочно, но как, вообще не понятно было. И потом как-то все так сложилось, сразу решили с художником Колей Симоновым, что это нельзя играть, а это нужно прочитать, возникла идея школы», – поясняет режиссер Марина Брусникина.
Школьников играют недавние выпускники Театральной школы Олега Табакова. В спектакле они смогли блеснуть всеми своими навыками – юные актеры здесь поют и играют на аккордеоне и балалайке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За кулисами театра оперы и балета им. Палиашвили
И в Театре имени Ермоловой без песен не обошлось. В спектакле «Елизавета Бам» по Даниилу Хармсу есть и женский хор, и даже танцы. Особенность постановки в том, что главную героиню играет сразу 11 актрис.
«Очень много времени мы тратили, чтобы быть одним организмом. Надеюсь, это получилось. И это, конечно, не стоп, еще много над этим работать. Мы все разные, у каждого разные индивидуальности, кто-то работает в театре 20 лет, кто-то не работал ни разу, и у все разные характеры. Мы, конечно, ругаемся иногда, но тем не менее надеюсь, на сцене этого не видно», – поясняет актриса Екатерина Дементьева.
Произведения Хармса, на первый взгляд абсурдные, всегда имеют глубокий подтекст. Так и в этой пьесе. По сюжету в квартиру Елизаветы Бам приходят двое и обвиняют ее в том, что она убила одного из них. Ни в чем не виноватая женщина даже не успевает молвить слова, ее сразу убивают безжалостным выстрелом. А потом начинается что-то похожее на «день сурка».
«Я хотел сделать эту работу про народ, про людей, поэтому и образ главной героини получается – такая живая, разнообразная, очень, с одной стороны чувственная, с другой стороны, может злая, где-то добрая, где-то любящая. Большая масса, все вместе, ансамбль», – отмечает режиссер Константин Муханов.
Хармс написал «Елизавету Бам» в 1927 году, всего за 12 дней. В Москве первый раз в театре она была поставлена в 89-м. А вот свою задумку режиссер Константин Муханов вынашивал целый год. Теперь команда Театра Ермоловой будет ждать, как же зрители оценят отказ от декораций и смелое решение вывести на сцену сразу 11 актрис в одной роли.
Подробнее в сюжете: Театр