Кишинев, 13 декабря. Народ Молдовы надежду, видимо, уже потерял. Всего за год доверие граждан к органам юстиции снизилось вдвое. Чиновникам, которые ответственны за борьбу с коррупцией, сегодня верит лишь каждый восьмой житель республики. Это самый низкий показатель за всю историю страны. А на этой неделе суд Кишинева продлил арест бывшему премьеру Владу Филату. Его подозревают в получении миллионных взяток. Дел о коррупции в Молдове с каждым днем все больше. Каких масштабов достигло взяточничество, выяснила корреспондент «МИР 24» Вида Недова.
Экс-премьера Влада Филата задержали прямо в парламенте. Прокуроры уверены, он получил взяток на сумму 250 миллионов долларов и помог украсть еще миллиард. Филат в тюрьме уже полтора месяца. Своей вины не признает. Объявил голодовку, но жалости от судей все равно не дождался: предварительный арест продлили еще на месяц.
«Я хочу зачитать заявление от имени Влада Филата. Цитирую: «Я невиновен. Это политическое дело с дьявольским сценарием. До сих пор я не видел ни одного убедительного доказательства, которое бы легло в основание обвинения. Огромная сумма в 250 миллионов долларов используется специально для того, чтобы впечатлить и повлиять на общественное мнение. Ни одного доказательства, что это правда, не было приведено, и я вас уверяю, быть не может. Если они запретили доступ ко мне омбудсменов и депутатов – значит, уже далеко зашло», – заявил адвокат Влада Филата Игорь Попа.
Это дело уже назвали «кражей века». Вот уже год Молдова наблюдает за процессом как за реалити-шоу, кто и каким образом увел из страны миллиард.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В каждое госучреждение Молдовы внедрят сотрудника спецслужб
Следователи уверены, что разгадали схему. Банк с госкапиталом выдавал безвозвратные кредиты нескольким фирмам. После деньги выводились в офшоры за рубеж. Миллиард долларов для Молдовы – это огромные деньги. В 2014 это больше половины бюджета страны. Из-за коррупции население терпит удар за ударом: национальная валюта падает, инфляция, цены и тарифы растут.
На площади и улицы города выходили десятки тысяч человек. И все они требовали наказать виновных и вернуть миллиард. Протесты не стихли и после ареста экс-премьера.
«Коррупция разрушила имидж республики Молдова не только перед лицом населения страны. Мы-то многие вещи долго терпим. Разрушена репутация перед нашими внешними донорами. И это влияет негативно на бюджет республики Молдова, на наши экономические успехи и на поддержку извне, от которой мы очень зависим», – считает исполнительный директор Transparency International Moldova Лилия Каращук.
Евросоюз уже перестал кредитовать молдавский бюджет. Тем, как страна борется с коррупцией, недовольны не только еврочиновники.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правовые учреждения Молдовы проверят эксперты из ЕС
По данным последних соцопросов, 9 из 10 жителей Молдовы считают борьбу с коррупцией неэффективной. 22% респондентов считают, что громкие аресты всего лишь имитация реформ. Каждый второй заявил, что за год взяточничества стало больше.
Молдова теряет позиции и в общемировом зачете. В индексе восприятия коррупции страна занимает 103 место из 175, расположившись между Боливией и Мексикой.
На крыше пристройки к одному из капитальных жилых домов Кишинева в 4 раза тоньше нормативов. Из-за холодов кровля потрескалась. По всей комнате плесень. Во время дождя вода с крыши течет ручьем. Радмир Гареев обвиняет застройщика в мошенничестве. Но боится, что его усилия будут тщетными. На иски и жалобы мужчина потратил несколько пачек бумаги. Служители закона отвечают все как один – состава преступления нет.
«Сам по себе напрашивается вывод, что все судебные инстанции, все правоохранительные органы вызывают ответчика и ставят его перед фактом: если он примет условия, то есть, заплатит энную сумму денег, значит не будет возбуждено уголовное дело», – уверен житель Кишинева Радмир Гареев.
Радмир Гореев не единственный, кто подозревает, что молдавская юстиция погрязла в коррупции. Доверие жителей Молдовы к системе правосудия достигло минимального за всю историю страны уровня. Берут все и везде.
Например, один полицейский требовал 300 долларов за то, чтобы не объявлять подозреваемого в розыск. Находчивый сотрудник правопорядка соорудил даже тайник для взяток. Вырыл в полу яму и прикрыл ее железной пластиной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прокуратура Молдовы раскрыла аферу фермеров
Или, например, уже судебный исполнитель. Спрятать деньги не успел. Его взяли с поличным. За вознаграждение мужчина обещал договориться о снятии ареста с имущества. Сделка сорвалась.
Из-за жажды наживы забывается и клятва Гиппократа. Столичный врач дважды отказал пострадавшей от ожогов пенсионерке в операции, потому что та не хотела платить.
То, что коррупция – бич для Молдовы, подтверждают и результаты теста на неподкупность среди чиновников. Сотрудники Национального Антикоррупционного центра в штатском предлагали госслужащим вознаграждение за помощь в решении проблем. Две трети чиновников не прошли проверку на прочность.
«Этот тест привел к положительным результатам. В 70 раз увеличилось число случаев, когда госслужащие отказываются от коррупционных действий при попытке подкупа. В 2014 году чиновники нам писали о таких случаях раз в два месяца. А сейчас мы получаем по 42 жалобы в месяц. И это все реальные случаи, реальные отказы», – отмечает замдиректора Национального Антикоррупционного центра Кристина Цэрнэ.
Но соглашаются на взятку, видимо, чаще. За 5 лет обвинительных приговоров по коррупционным делам стало больше в полтора раза. В среднем нарушители получают несколько лет тюрьмы.
«Срок 4 года – это минимальный лимит. Уголовный кодекс предусматривает лишение свободы до 15 лет. Есть диспропорция в штрафах. Чем больше взятка, тем меньше штраф, и наоборот. За взятку в 10 тысяч леев штраф в 8 раз больше, а за взятку в 50 тысяч леев штраф в пять раз меньше. Другая проблема – это то, что треть осужденных за коррупцию чиновников не лишают права вернуться на работу», – говорит замдиректора аналитического отдела Национального Антикоррупционного центра Аркадие Ротару.
Эксперты утверждают: коррупция процветает из-за несовершенства правовой базы. Но менять законы должны политики, а им это не всегда выгодно.
«Наш политический класс практически сдался. Они просто занимаются продвижением собственных интересов. И мы тут говорим обо всех без исключения – и о центральных, и о местных администрациях. Так что мы видим влияние коррупции в больших формах. И по сравнению с тем, что было пять лет назад, ситуация качественно не изменилась», – поясняет директор центра ресурсов по правам человека Сергей Остаф.
Не меняется и менталитет жителей Молдовы. Судя по последним опросам, два из трех респондентов готовы дать взятку, если это приведет к решению проблемы.