Москва, 21 декабря. «Харассмент» – именно этим смешным словом называются сексуальные домогательства на работе. В России его знают немногие. В корпоративной этике не прижилось. А в отечественных компаниях само явление стараются не замечать. Иное дело – Израиль, где из-за харассмента скандалы случаются на самом высоком уровне. Буквально вчера ушел в отставку 57-летний вице-премьер Силиван Шалом. Почему на интимные требования начальников в России и Израиле смотрят по-разному, «МИР 24» обсудил с правозащитницей и журналисткой Марией Тархановой.
– Прежде чем мы окунемся в российскую действительность, напомним подробности скандалов в Израиле. Генеральный прокурор Израиля распорядился начать расследование. 11 женщин обвинили вице-премьера страны Сильвана Шалома в сексуальных домогательствах. Шалом подал в отставку. Служебные полномочия с интимными израильское руководство путает уже не в первый раз. Так, в 2007 году за подобные грехи на семь лет осудили экс-президента страны Моше Кацава. В России подобных скандалов не было. И вообще вспомнить громкое уголовное дело о сексуальных домогательствах непросто. Как Вы думаете, это связано с тем, что израильское общество более демократично?
Мария Тарханова: Нет. Я думаю, что с демократией это вообще никак не связано. Это связано с воспитанием отдельно взятого человека. И здесь, в первую очередь, речь идет не о мужчине, который может себя как-то неоднозначно повести и вызвать в сознании женщины, что он до нее домогается. Я думаю, у нас в России, к сожалению, есть девушки и женщины, которые абсолютно нормально относятся, когда им на работе мужчина им может подмигнуть или сделать какой-то неоднозначный комплимент. На мой взгляд, это, увы, распространенное попустительство. Такое поведение у нас расценивается как проявление настоящего мужчины. И заметьте интересный факт. Если, например, начальник или коллега симпатичный, молодой и обеспеченный, ни одна женщина не будет его знаки внимания оценивать как домогательство, она оценивать будет это как проявление внимания к своей персоне. А вот если не очень симпатичный, тогда сразу домогается.
– А может ли такое количество скандалов быть связано с тем, что в само понятие сексуальных домогательств за границей вкладывают более широкий смысл?
Мария Тарханова: Да, безусловно. Если мужчина проявил не должным образом этикет, уже женщина может сказать, что он повел себя не как мужчина по отношению к ней. У нас гораздо более размазаны эти границы. Женщины у нас больше позволяют мужчинам и больше прощают. Вот русские девушки, они такие. По сути, то, что у нас считается нормой поведения, на Западе можно быть расценено как домогательство.
Продолжение интервью смотрите в видеоролике.