Москва, 25 декабря. Советский новогодний стол - вещь приятная во всех отношениях. Сытно, вкусно, относительно бюджетно, а главное – удивительно традиционно. За долгие десятилетия советских реалий он оставался если не главной, то одной из самых стабильных вещей, несмотря даже на тотальный дефицит и бесконечные магазинные очереди. Большинство попыток советских хозяек разнообразить это праздничное меню терпели фиаско, отчего каждая из них волей-неволей всякий раз возвращалась к привычным шпротам, мясу в духовке и легендарному оливье.
Именно этот классический стол встречался не только в советских домах, но и на телеэкранах. К примеру, легендарная «Ирония судьбы, или С легким паром!» уже 40 лет демонстрирует весь спектр советского гастрономического удовольствия. Неудивительно, ведь большая часть этого новогоднего кинобестселлера разворачивалась как раз вокруг праздничного стола, к которому герои то и дело возвращались на протяжении всего действия.
И, несмотря на то, что сам стол особой ценности в фильме не представляет, его содержание является значимым символом советского прошлого. Именно в этих мисочках, вазочках и тарелочках каждая хозяйка узнавала свои кулинарные шедевры, которыми потчевала гостей каждый Новый год.
Однако если сорокалетний возраст фильма не умалил его роли в истории, то его гастрономическая составляющая порядком изменилась. К примеру, в момент выхода фильма меню Нади Шепелевой считалось если не самым изысканным, то, во всяком случае, достаточно богатым и несомненно праздничным. Сегодня же к такому новогоднему рациону хозяйки могут отнестись весьма скептично, предпочитая изменять блюда в духе последних кулинарных тенденций. А они гласят: майонез долой, тривиальные блюда оставим для будничного ужина, ну, а заливная рыба и вовсе никуда не годится.
Если же отбросить подобные мысли в сторону и рассмотреть этот легендарный стол под другим углом, то он на удивление окажется одним из самых желанных. Сытный, вкусный, и относительно бюджетный, он пережил не только 40 лет истории, но даже скачки цен и искоренение санкционных продуктов.
Однако если с сытностью меню вопрос не стоит, то вот бюджетность стола – единственный пункт, вызывающий сомнения. Во времена советского дефицита предновогодние скачки цен были не столь высоки, а запасливые хозяйки заблаговременно скупали необходимые продукты. По этой причине новогоднее меню воспринималось доступным каждому советскому гражданину.
Фото: Анатолий Гаранин, РИА Новости
Сегодня дело обстоит иначе, и экономический контекст российской гастрономии диктует свои условия. Жители страны взяли за привычку жаловаться на предновогодний ажиотаж и удивительный в своих размерах разброс праздничных цен. Все же это сохраняется даже при том факте, что почти все продукты найти можно в соседнем доме, в отличие от советских времен, когда путь до них был неблизок. Вдобавок через все эти шопинг-путешествия красной нитью проходили понятия бесконечных очередей и всеобъемлющего дефицита. И даже несмотря на это зрелое поколение сегодня продолжает сокрушаться по поводу, мягко говоря, завышенных новогодних цен.
Попробуем же разобраться, насколько это утверждение верно и действительно ли современный стол из «Иронии судьбы» так непосилен для карманов россиян. Отталкиваться будем от кинематографичного меню, которое выглядит примерно так.
Безусловно, имеет место погрешность, ведь определить с научной точностью ингредиенты оливье по кадрам кино нам не удалось. Будем рассматривать классический советский вариант представленных блюд, который сегодня знаком каждой хозяйке.
Продуктовый набор стандартный:
Приступим к подсчетам ценовой разницы за 40 лет. Наша героиня Надежда Шепелева работала школьным учителем русского языка. В середине 70-х годов прошлого века ее коллеги в среднем получали около 130 рублей в месяц, а с учетом полуторной ставки, факультативов и классного руководства эта сумма могла достигать 200 рублей. Будем считать, что Надежда очень работоспособна, отчего получает ежемесячно повышенную сумму.
Сегодня средняя зарплата школьного учителя в среднем составляет 40 тысяч ежемесячно. Цифра эта, конечно, меняется по регионам: к примеру, в Поволжье учитель на ставке получает около 20 тысяч с небольшим, в то время как столичные преподаватели могут довести свой ежемесячный доход и до 100 тысяч рублей. Будем рассчитывать на то, что наш современный учитель также занимается факультативной работой и ведет классное руководство, а значит и уровень его дохода незначительно, но повышается. Остановимся на сумме в 40 тысяч ежемесячно – все-таки Надежда, как мы помним, жила в культурной столице, где цены и зарплаты не были самыми низкими.
В середине 70-х годов десяток куриных яиц стоил рубль. Получается, что за зарплату в 200 рублей можно было позволить 200 десятков. За сегодняшнюю зарплату в 40 тысяч позволить себе можно 750 десятков яиц (учитывая, что цена одного составляет 55 рублей), то есть почти в четыре раза больше, чем в советское время.
Фото: Мариус Баранаускас, РИА Новости
Килограмм курицы в то время стоил около двух рублей за килограмм, а значит на Надину зарплату купить их можно было около 100 килограммов. Если умножить этот объем на современную цену курицы (100 рублей за килограмм), то получится 10 тысяч рублей или одна четверть от учительской зарплаты.
Если считать зарплату в пельменях, то сегодня Надежда должна получать не больше 15 тысяч рублей ежемесячно. В апельсинах и того меньше – около семи тысяч рублей. Вернемся же к новогоднему столу и посмотрим на общую стоимость его ингредиентов.
Для простоты округлим до 26 рублей и 3,5 тысячи соответственно. Получается, что наш новогодний стол составил чуть больше четверти зарплаты советской Надежды и около 9% от зарплаты Надежды сегодняшней.
Даже при всех «но» и «позвольте» получается, что в современных реалиях советское меню обходится гораздо дешевле, нежели раньше.
Вопрос заключается в том, насколько изменилось качество самой продукции. Учитывая, что политические игры искоренили немалую долю товаров с продуктовых полок, тема качества товаров новых импортеров и их отечественной альтернативы сегодня становится во главу угла.
Однако ситуация выглядит куда более радостно, нежели кажется на первый взгляд. Главным фруктово-овощным кормильцем России стала Беларусь, чей объем товаров составил внушительную долю на рынке. Рыбный вопрос решился на Дальнем востоке, который транспортирует самые разные сорта продукции по всей территории России. Проще говоря, почти весь наш продуктовый список по стране-производителю становится все более похожим на советский. Однако есть и те товарные единицы, которые волны эмбарго не выдержали, а адекватной альтернативой так и не обзавелись.
Говорим мы сейчас, конечно, о столь привычном советском деликатесе как шпроты. Эстонские, латвийские и даже польские баночки этого продукта сегодня уже не встретить на прилавках магазинов. Альтернативу, опять же, ищут в России. Главная разница заключается во вкусе привычной «рыбной Прибалтики» и современных шпрот, которые, по словам потребителей, не идут ни в какое сравнение.
Фото: Игорь Зарембо, РИА Новости
Еще одним моментом для беспокойства стал вопрос алкогольный: по словам покупателей, легендарное «Советское» шампанское сегодня сохранило разве что название. Кроме того, пугающий разброс цен пестрит цифрами от 200 до 900 рублей, что неизбежно влечет за собой вопрос о качестве. Такая разница образовалась из-за современных требований ГОСТа, позволяющих использовать разные сорта винограда и технологии производства. По этой причине у каждого завода-производителя, которых, к слову, сегодня несколько десятков, свой вкус напитка.
Главной же проблемой нашего меню стал сервелат. О том, что в современных колбасах мяса днем с огнем не сыщешь, говорят уже давно, однако это не совсем верно. Производители утверждают, что сделать колбасу с недостаточным содержанием мяса просто невозможно, так как это неизбежно скажется на внешнем виде и на вкусе деликатеса, как следствие, понизив его популярность у россиян. По этой причине заводы на смерть бьются за внимание покупателей, превращая продукцию во все более привлекательный со всех сторон товар. По крайней мере так заявляют сами производители, которым, вероятно, стоит поверить в силу отсутствия альтернативы.
Фото: Александр Кряжев, РИА Новости
Таким образом, наш советский ностальгический стол оказывается куда более привлекательным, нежели кажется на первый взгляд. Главным образом, привлекательным финансово.
Стоит отметить, что современные реалии экономического кризиса вопреки всеобщему заблуждению не бьют по бюджету с той силой, о которой говорят современные хозяйки. Наоборот, ирония новогоднего кризисного меню заключается в его удешевлении, что не может не радовать.