Москва, 27 декабря. В начале этой недели лидеры стран Содружества приезжали в Москву. В Кремле прошло сразу два саммита – ОДКБ и ЕАЭС. Собрались уже традиционно – накануне Нового года. Евразийский экономический союз, собственно, и существует всего-то год. 2015-й выдался сложным. Российский президент Владимир Путин даже признал, что «всем непросто живется». По-прежнему дает о себе знать глобальный экономический кризис. Падение цен на нефть, снижение курсов национальных валют и антироссийские санкции – и как следствие, уменьшение товарооборота. Хотя есть и положительные моменты – заработал единый рынок труда. Последним к союзу присоединился Кыргызстан. Так что теперь и для трудовых мигрантов из этой страны действуют облегченные правила.
Тем не менее, за минувший год евразийская интеграция вышла на новый уровень: формируются общие рынки, реформируется и таможенное законодательство. Уже в первый год существования ЕАЭС к альянсу присоединились Армения и Кыргызстан. Сегодняшний союз объединяет пять государств, занимает территорию в 20 миллионов квадратных километров, на которой живут 183 миллиона человек. Совокупный объем ВВП превышает 4 триллиона долларов.
И вот сейчас альянс опасается удара по своей экономике. Буквально через несколько дней, 1 января, должно вступить в силу торговое соглашение Украины и Евросоюза. А значит, в союз Евразийский может хлынуть контрабанда. Чем ответит ЕАЭС и, в частности, Россия, разбирался экономический обозреватель «МИР 24» Борис Чесноков.
Брюссель. Треугольник Россия – ЕС – Украина. Переговоры заходят в тупик. От совместного пресс-брифинга стороны отказываются. У каждого – правда своя.
«Мы предлагали несколько практических решений, однако сегодня российская сторона проявила недостаточную гибкость, и мы были удивлены этому. Каждая страна имеет право на заключение соглашения о свободной торговле», – говорит еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путин: Россия выходит из ЗСТ с Украиной не навсегда
«Когда наши переговорщики поставили вопрос конкретно и принципиально, представитель Евросоюза что сказала? Game is over. Встала и ушла. Игра закончена. А пресс-релиз сегодня выпустили, что российская делегация сорвала переговоры. Это не очень по-европейски, совсем не толерантно», – заявил президент России Владимир Путин.
Игру, из которой захотела выйти европейская чиновница, начал Виктор Янукович несколько лет назад. Именно он пытался усадить страну сразу на два стула. Первый называется Европейская ассоциация свободной торговли. Второй – зона свободной торговли СНГ.
Этот договор 20 сентября 2012 года Киев ратифицировал вместе с Россией и Беларусью. Позже к ним присоединились Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Армения, Узбекистан и Таджикистан. На пространстве этих государств действует общий рынок. Товары могут свободно пересекать границы и продаваться в других странах-участницах без уплаты таможенных сборов. Для Киева это выгодно, потому что СНГ – крупнейший рынок сбыта. Только России в 2012 году Украина продала собственной продукции на 13 миллиардов долларов.
Год спустя Янукович завел разговор о подобных привилегиях и на европейском рынке. Договор об ассоциации с Евросоюзом готовил, кстати, Петр Порошенко, тогда министр экономики.
«Мы же помним, что Майдан, весь этот сыр-бор, разгорелся из-за ассоциации с Евросоюзом, которую Янукович сначала выкатил, как элемент торга с Россией. Потом отменил. Но, к сожалению, не учел, что политический поезд уехал, и все сдетонировало в известные события. Украина тем самым сделала выбор, что Россия ее не интересует, ее интересует Европа», – говорит руководитель фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
При этом льготы в торговле с Россией, Киев терять не хочет. В этом – главное противоречие. Украина сначала стала частью одного альянса со своими правилами игры, а затем заключила подобный договор с его конкурентом. Одновременно открыв границы с Европейским и Евразийским союзом, Киев создал коридор, через который товары могут перетекать из одного рынка в другой. В поисках компромисса Россия предлагала создать механизмы контроля над этим потоком. Но контроль не выгоден ни Украине, ни Евросоюзу.
«Евросоюз хотел бы, чтобы именно Россия оплачивала дрейф Украины на Запад. В их понимании именно Россия должна взять на содержание Украину. Отсюда такой жесткий настрой Евросоюза, который продавливает за Украину, который настаивает на том, чтобы все привилегии за Украиной остались», – говорит заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Однако в этом случае любой европейский товар, занесенный в санкционный список, сможет легко проникнуть на российский рынок. Для этого достаточно привести его на территорию Украины и поменять надпись «Сделано в ЕС» на «Изготовлено на Украине». Новая этикетка фактически станет пропуском на российские прилавки.
Именно поэтому с нового года Москва вынуждена заморозить режим свободной торговли с Украиной. Продовольствие (сыры, мясо, овощи – прим. ред.) попадает под полный запрет.
Существенных изменений российские потребители не почувствуют. Украинских товаров в России осталось немного.
Отыскать на полках российского супермаркета украинский товар оказалось нелегкой задачей. Вот, например, известная перцовая настойка. На ее этикетке все на украинском языке, однако, если внимательно прочитаем информацию на обратной стороне бутылки, то увидим, что произведена она в России. То же самое со знаменитым львовским пивом, которое давно получило российскую прописку, или известным растительным маслом. Информация о стране-производителе здесь вынесена даже на лицевую сторону этикетки. С трудом, но все же удалось найти настоящие украинские товары: это томатные консервы и средства бытовой химии. Не густо.
На российские запреты Киев ответил зеркально. За соответствующие санкции уже проголосовала Верховная Рада. Действия Москвы, направленные на защиту собственного рынка, в украинском понимании – очередной акт агрессии.
«Россия сегодня, выдавливая Украину из зоны свободной торговли, пытается экономически дестабилизировать ситуацию на Украине, особенно на востоке Украины, создать проблемы украинским производителям и зону экономического неблагополучия, чтобы дальше расшатать ситуацию», – уверен директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.
Партнеры России по Евразийскому союзу к рискам, связанным с новым положением Киева, пока присматриваются. Тему обсудили на Высшем совете в Москве. Президент Беларуси, которую с Украиной связывает не только общая граница, но и товарооборот в 6 миллиардов долларов, выразил обеспокоенность.
«Складывается серьезная ситуация в отношении зоны свободной торговли СНГ. Не только у России, но и у нас есть озабоченности по этому поводу. Поэтому мы приняли решение. В течение первого квартала ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего, Казахстану и Беларуси, чтобы поддержать нашу союзническую Россию, тот указ, который подписал президент РФ, и в течение полугода мы переходим полностью на электронное декларирование товаров, которые будут перемещаться в рамках ЕАЭС», – президент Беларуси Александр Лукашенко.
Для Москвы выжидательная позиция партнеров – это еще один риск. Ведь украинский товар, попавший на территорию Беларуси, легко может проникнуть в Россию. Предприниматели на Украине, уже не стесняясь, заявляют, что непременно воспользуются этой возможностью.