Москва, 19 января. Пожилой уральский охотник, житель города Верхотурья Свердловской области Анатолий Степочкин, которым правоохранители заинтересовались из-за ружья, всплывшего в уголовном деле о вымогательстве, дал показания по делу о знаменитой гибели группы Дятлова в 1959 году. О своей версии событий он рассказал местному изданию Znak.com.
Охотничье ружье ТОЗ-34 72-летний пенсионер продал несколько лет назад, когда «завязал» с охотой. Факт продажи был зарегистрирован. То есть к самому нападению Степочкин не имел никакого отношения, однако полиция все-таки решила допросить его.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: «Гора мертвецов»: жизнь и смерть отшельника-Олега на перевале Дятлова
Но действительно интересными, если это правда, оказались обстоятельства, при которых это ружье еще в 1981 году попало к самому охотнику.
По словам пенсионера, он выменял его, пару соболиных шкур и охотничью собаку в придачу, принадлежавшие местному ханту, на свой немецкий Sauer. Произошло это при встрече на границе Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
Во время совершения сделки местный житель рассказал ему историю смерти некой группы туристов, которые осквернили святилище аборигенов. Якобы гости утащили из пещеры золото, платину и пушнину, и за это ханты решили им отомстить и выследили их.
«Ночью проделали дыру в палатке, и шаманы запустили туда дурман какой-то. А мы с охотниками окружили это все, и когда им там плохо стало, они стали выскакивать из этих палаток. Мы их всех поймали и угробили всех там», - передал Степочкин слова местного жителя.
Пенсионер утверждает, что узнал историю группы Дятлова только несколько лет назад, когда увидел про нее фильм по телевизору и понял, о чем рассказал ему хант.
Безымянный перевал в Уральских горах был назван именем Игоря Дятлова после загадочной гибели тургруппы из девяти человек в 1959 году. Случилось это в окрестностях горы Отортен, обстоятельства смерти туристов до сих пор остаются невыясненными. В официальном заключении говорится, что смерть туристов наступила из-за воздействия «стихийной силы, преодолеть которую люди были не в состоянии». Последние полвека выяснить, что же произошло на перевале, пытались многие энтузиасты. Все версии так или иначе делятся на криминальные, мистические или связанные с необычными природными явлениями.
Отметим, что слова Степочкина во многом противоречат известным фактам. Версия о нападении местных жителей была первой, которую выдвинуло следствие. Были даже подозреваемые, но в итоге, под давлением обстоятельств, от нее решено было отказаться. Во-первых, у палатки отсутствовали следы посторонних, хотя следы самих туристов сохранились, во-вторых, палатка была разрезана изнутри, в-третьих, у туристов остались нетронутыми спирт, деньги и документы, и наконец, несмотря на все поиски и расспросы, найти на маршруте какую-либо «священную пещеру» так и не удалось. Все опрошенные ханты и манси в один голос утверждали, что такие пещеры находятся в других местах и даже указывали их точное расположение. Более того, ранее следователи вообще не регистрировали на Урале таких преступлений, не известно об аналогичных случаях и за последние полвека.
Отдельно следует указать, что все трупы были найдены на значительном удалении от палатки, перед смертью они совершали активные действия, а значит, ни о каком отлове студентов в момент, когда они выскакивали из палатки, речи быть не могло. Также следователи установили, что туристы еще не легли спать в момент, когда произошло некое трагическое событие, поэтому сложно себе представить, как кто-то мог проделать в палатке дыру.
Вызывают удивление и слова охотника о том, что он ничего не слышал о гибели группы Дятлова, поскольку это происшествие было широко известно в Свердловской области, и уже в 1959 году его пытались разгадать многие. Не исключено, что своим рассказом пенсионер попытался скрыть настоящие обстоятельства, при которых он завладел ружьем.