Москва, 13 февраля. Андрей Кончаловский завершил свою театральную трилогию по Чехову «Вишневым садом». Несколькими годами ранее на сцене того же Театра имени Моссовета режиссер выпустил «Три сестры» и «Дядю Ваню». Теперь в тех же декорациях – это было принципиально – поставил последнюю пьесу драматурга. Для этого он досконально исследовал архивы Антона Чехова. До премьеры еще далеко – она состоится только 27 февраля, а сейчас идут генеральные прогоны. На одном из них и побывала и корреспондент «МИР 24» Елена Шарова.
Знаменитый монолог Любови Раневской кто только не произносил со сцены. Теперь черед Юлии Высоцкой. Ее героиня – в прошлом богатая помещица, возвращается в родной дом, в котором потеряла своего 7-летнего сына.
У Высоцкой Раневская настолько манерна, что сразу вспоминаешь другую знаменитую блондинку. Рената Литвинова, кстати, тоже играет эту роль – в МХТ имени Чехова. Раневская в театре Моссовета непредсказуема: то взрывается заразительным смехом, то впадает в истерику.
«Это, скорее, просто больше я! Точно так же и Соня в «Дяде Ване», и Маша в «Трех сестрах». Спасибо Кончаловскому, какая я многоликая, оказывается. Она может быть жестокой, она может быть взбалмошной, она может быть злой! Но она и очень великодушная, щедрая, она очень щедрая эмоционально, но в то же время, наверное, когда человек переносит, несет в себе такое горе, он становится эгоистичен в этом горе. И какой-то ее надрыв, вот какое-то сосредоточение в своем горе», – говорит актриса Юлия Высоцкая.
«Вишневый сад» – третья постановка Андрея Кончаловского в трилогии по Чехову. Восемь лет назад вышел «Дядя Ваня», потом были «Три сестры». Во всех спектаклях похожие декорации и общий состав артистов. Сам Андрей Сергеевич сравнивает свои постановки с трехчастной симфонией и советует смотреть их друг за другом. Так и играть будут – три вечера подряд.
«Мы пытались просто понять, услышать голос Антона Павловича, в этой вещи он особенно звучит отчетливо, просто потому что это последние слова, которые человек, великий художник, произнес в литературе. Прощание с миром он хотел выразить в комедии, комедия умирающего гения, шутка. Понять и передать – это сложно, потому что здесь произведение неотрывно от его жизни», – отмечает народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.
Чехов писал «Вишневый сад» незадолго до смерти. Автор даже не застал премьеру в Московском художественном театре. Режиссер Кончаловский делает акцент на этом, и между действиями на занавес проецируются письма драматурга. Черты самого Чехова можно угадать и в образе Леонида Гаева – брата Раневской.
Конечно, зрителям непривычно видеть Александра Домогарова в образе пожилого помещика. Кажется, ему ближе уверенный в себе купец Лопахин, который хочет купить огромный вишневый сад и раздробить на части. Но сам Домогаров говорит: по-актерски ему интересней старик.
«Не мой характер немножко, не мой! Но посмотрим, сцена покажет. Надо несколько по-другому себя проецировать. Время ушло, наверное, и возраст другой, и надо ассоциировать себя уже с Гаевым, а не Лопахиным. Хотя…» – считает народный артист России Александр Домогаров.
Андрей Кончаловский признается, «Вишневый сад» – точка в его театральных интерпретациях Чехова. Мол, с удовольствием поставил бы «Чайку», но пока все не может решиться.
Подробнее в сюжете: Театр