В лихие 90-е вся страна жила по понятиям. И культура в чести была другая – тюремная. Казалось, мода на блатную романтику ушла. Но вот в Забайкальском крае появилась некая группировка под названием АУЕ. Что значит «Арестантское уркаганское единство». И входят в нее подростки – дети того самого поколения 90-х. Они собирают в школах и детдомах деньги на так называемый «общак». Почему и зачем они это делают? Ответы искал корреспондент «МИР 24» Роман Никифоров.
Транссибирская магистраль, 45 километров до ближайшего города. Маленький поселок Новопавловка сегодня знает весь Забайкальский край. В местной школе семиклассники обложили данью девятиклассников. Но старались не для себя – собирали деньги на тюремный общак.
«Сначала по-доброму. Ловят за язык, потом почему не выполняешь. Начинается дальше уже, на их языке – загоняют в долги, косяки, ставят на счетчик», – рассказывает отец пострадавшего ребенка.
Тех, кто не платил, избивали. Брали числом. Угрожали целым семьям: могли, например, поджечь гараж.
«Сын вышел на улицу, сразу забежал – папа, нас поджигают. Выскочил, там уже пламя. Ну, сразу затушили», – отмечает отец пострадавшего ребенка.
Несовершеннолетних ставили на учет, да и только. В итоге в дело вмешались отцы потерпевших. Вывезли в лес обидчиков своих детей и решили проучить.
«Подъезжает черная затонированная газель. Вылазят из нее мужики. Сначала раз ударили, я хотел тоже ударить. Они достают монтажку и начали меня монтажкой бить. После этого закинули в машину», – рассказывает один из подростков.
Теперь члены подростковой группировки проходят по делу и как подозреваемые, и как потерпевшие. Они называют себя членами некого сообщества под названием АУЕ, «Арестантское уркаганское единство», которое активно действует по всему краю. Собирает что-то вроде гуманитарной помощи для авторитетных заключенных.
«Звонят люди, говорят, что надо. Ну, там сигареты чай, может сладкое что-то. Мыльно-рыльное там. Ну и там нищим деньги», – поясняет один из членов АУЕ.
В край приехали представители президентского Совета по правам человека и ужаснулись: поборы в школах и детдомах поставлены на поток, есть даже свои тарифы.
«Ставка такая: 100 рублей в месяц, если у ребенка только один родитель, если оба родителя, то 150, если оба работают, 200. А если у тебя нет – укради, отбери у другого, но отдай», – поясняет председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов.
Масштаб такой, что забеспокоился даже и местный криминальный авторитет, известный как «Ведёра». Со страниц региональной газеты «Вечорка» он решил напрямую обратиться к своим юным последователям.
«Он не поддержал это движение АУЕ, наоборот – разнес его в пух и прах. Он попытался объяснить, что те деньги, которые они собирают якобы на поддержку заключенных, находящихся в тяжелом положении, на самом деле идут не на эти так называемые «благородные» цели, а уходят в карман криминальной элиты Забайкалья», – говорит редактор отдела расследований газеты «Вечорка» Мария Снегова.
Но авторитета, кажется, не услышали. Вообще уровень преступности – как взрослой, так и детской – в два раза выше средней по стране.
«Основной причиной высокого уровня преступности несовершеннолетних является обнищание населения, закрытие градообразующих предприятий, отсутствие рабочих мест, высокий уровень безработицы, алкоголизация населения», – говорит начальник пресс-службы УМВД по Забайкальскому краю Лариса Иванова.
Впрочем, АУЕ уже давно вышло за рамки региона. Теперь свои идеи оно продвигает в интернете. У таких групп в соцсетях десятки тысяч подписчиков. Одного из них, уже совершеннолетнего, мы разыскали в Москве.
«Это произносится в компании своих людей как приветствие. Ну, допустим, человек близкий что-то сделал для тебя порядочное. Ну, ты там подошел, поблагодарил его: АУЕ, брат. Спасибо и все», – рассказывает Сергей.
Исследователь арестантских традиций, филолог Александр Сидоров уверен, что аббревиатура из трех букв – это новодел из 90-х.
«Это скорее молодежный термин. Я бы его назвал «гопническим». То есть отношению к серьезному уголовному братству так называемому он не имеет», – считает писатель, филолог, специалист в области уголовно-арестанского языка Александр Сидоров.
Хотя термин «уркаган», или «урка», появился с царских времен. По мнению филолога, произошел от слова «урок», так называлась тяжелая каторжная работа. Потом стал обозначать дерзкого рецидивиста. Вообще, Сидоров советует молодежи быть осторожнее с модными словами. Изначально они могли иметь даже оскорбительный смысл.
«Шпанка – это овечье стадо, откуда потом пошла шпана. Шпана сейчас в уголовном жаргоне – это очень высокая сейчас похвала. О, я шпанюк!» – отмечает специалист в области уголовно-арестанского языка Сидоров.
Некоторые психологи утверждают, что повышенный интерес к субкультуре молодежь начала проявлять еще в середине нулевых, и это отголоски лихих 90-х.
«Когда беременная мама испытывает сильный стресс, то годы спустя это проявляется в поведении ее ребенка, который вырастает и становится более агрессивным, склонным к антисоциальному поведению. Сформировалась таким образом культура целого поколения, «жесть». «Жесть» в значении «классно», «превосходно». Но и производная от слова «жестокость», – говорит кандидат медицинских наук, психотерапевт Марк Сандомирский.
В Совете по правам человека считают, что сейчас криминал ведет целенаправленную вербовку детей.
«Ребенка уже готовят к тому, что он должен сесть, потому что он должен стать одним из членов криминального мира. Я был во многих колониях, во многих тюрьмах и не видел там ни одного счастливого человека, там все несчастные. Куда вы стремитесь?» – говорит глава СПЧ.
Теперь Михаил Федотов намерен поднять вопрос об АУЕ на уровне Совета безопасности.