14:50 24/02/2016

Эксперт: сорвать перемирие могут Турция и Саудовская Аравия

Россия и США опубликовали совместное заявление, согласно которому с 27 февраля в Сирии прекращаются все боевые действия между войсками правительства Сирии и вооруженными группами оппозиции. Перемирие не будет распространяться на террористические организации, которые действуют на территории страны. Однако, по мнению экспертов, режим прекращения огня может быть нарушен сразу несколькими сторонами.

По словам политолога-востоковеда Григория Меламедова, оппозиция, возможно, не успеет присоединиться к перемирию до оговоренного срока. Противниками прекращения огня могут стать даже курды, о статусе которых в соглашении ничего не сказано.

«Я считаю, что само соглашение очень хорошее. Это максимум из того, чего можно добиться в данных условиях, и механизмы там прописаны достаточно хорошо. Проблема в том, что часть сирийской оппозиции может не присоединиться к соглашению. Или, по крайней мере, не успеть присоединиться до 26 февраля. Вторая проблема в том, что в заявлении ничего не сказано о курдах, а в последние недели самым напряженным был конфликт именно на курдо-турецкой границе. Курды не относятся ни к правительственным войскам, ни к вооруженной оппозиции, поэтому их статус в этом соглашении вообще непонятен. Важно, чтобы снизилась напряженность хотя бы в наиболее населенных городах: в Алеппо и Хомсе. Нужно исходить из реальной политики и уметь довольствоваться тем, что достижимо».

По словам эксперта, в случае вступления соглашения о перемирии в силу, ожидается большой прогресс в российско-американских отношениях. Однако радоваться, по словам Меламедова, пока рано.

«Результат той политики, которую проводили США и Россия в последние годы, заключается в очень сильном взаимном недоверии. Наши страны отвыкли, что можно сотрудничать со взаимовыгодной пользой, а не только тянуть одеяло в одну сторону. Поэтому польза от этого соглашения будет скорее не Сирии, а нашим отношениям. Это покажет, что мы наконец-то сделали что-то, что дает возможность убедиться, что сотрудничество возможно. Хотя, конечно, это будет сложно. Уже вчера прозвучала информация, что у американцев есть некий план на случай, если Россия не будет выполнять свои обязательства. Наверняка, такой план есть и у России. Это первый шаг, и дальше все зависит от политической воли двух президентов», - заметил он.

Меламедов считает, что, несмотря на согласие, которое озвучил Асад, ситуация может измениться коренным образом. Если на переговорах не будет прогресса, власти Сирии могут засомневаться в реальности перемирия. Отказаться от переговоров могут также и Турция, и Саудовская Аравия.

«Переговоры между Асадом и оппозицией возможны, но нужно учитывать, что оппозиция в Сирии очень разная. Кроме того, если мы возьмем резолюцию безопасности ООН, которая была принята в декабре, там есть пункт о том, что перемирие и политический процесс должны идти параллельно. Последнее заседание в Женеве прервалось, так как оппозиция потребовала сначала прекратить огонь. Теперь может возникнуть обратная ситуация. Если на переговорах не будет прогресса, то Асад скажет: «Это не настоящие переговоры. Они просто взяли тактическую передышку, а на деле ни о чем договариваться не хотят». Переговоры той части оппозиции, которая находится под влиянием Саудовской Аравии и Турции, под большим вопросом. Но есть и другие группы. Например, Египет и Иордания ведут активную политику - у них большое влияние в арабском мире, так что они могут надавить на оппозицию», - заметил политолог.

Меламедов считает, что большой помехой к перемирию может стать и статус террориста, который пока что очевиден не для всех.

«Конечно, не все ближайшие соседи готовы пойти на перемирие. Тем более вопрос о том, кого считать террористами, все-таки до конца не решен. Даже оппозиция, которая признана умеренной – это тоже исламисты, хоть и не такие радикальные. Я думаю, что к 26-27 февраля не вся оппозиция на это пойдет».

Соглашение между Москвой и Вашингтоном стало уже вторым в феврале. Предыдущее было достигнуто 12 февраля главами внешнеполитических ведомств России и США Сергеем Лавровым и Джоном Керри на Конференции по безопасности в Мюнхене. В части условий прекращения огня оба соглашения идентичны: в обоих предусматривается продолжение боевых действий против «Исламского государства», «Джебхат ан-Нусры» и «других террористических организаций».

Екатерина Дегтерева