Есть места, где нелегко обрести какую бы ни было веру - в себя, в бога, в людей. В городе Мезень на севере России, за Полярным кругом есть православный приход. Но уже полгода туда не получается найти постоянного священника. В РПЦ придумали выход - вахтовый метод. Сейчас трехмесячную вахту несет уже второй батюшка. В марте его служба завершается.
Когда-то все было иначе. Много лет там служил иерей Алексей Жаровов. Полгода назад он умер. Корреспондент телеканала «МИР 24» Руслан Раджабов успел разузнать у него, что удержало отца Алексея в краю вечной мерзлоты.
Духовная власть иерея Алексея Жаровова распространяется на территорию, равную Бельгии. Богоявленский собор, в котором он служит, расположен в небольшом городке Мезень. С одной стороны тайга, с другой - бескрайняя тундра, а до Белого моря рукой подать. В больших городах у настоятелей храмов есть помощники из числа служителей культа. Отцу Алексею приходится совмещать все, кроме должности пономаря.
«Я и канализацию чинил, и водопровод, и отопление, и ремонт. Все сам», - говорил иерей.
То, что оживление духовной атмосферы в Мезени дело нелегкое, видно невооруженным глазом. За весь день из прихожан только два электрика зашли проверить показания счетчика.
К 1932 году там ни одного священнослужителя уже не было. Многие были сосланы, многие расстреляны. До 2000 года прихода не было. Процесс возвращения людей к вере, который бурно прокатился в 1990-х, север России задел лишь по касательной. И атеисты, и верующие исправно и с удовольствием ныряют в прорубь. На вопрос, почему люди тут не ходят в церковь - одни отвечают, что отцу Алексею не хватает харизмы, другие - что годы атеизма и суровость климата приучили людей верить в себя.
При всей кажущейся мягкости отец Алексей тверд как камень и стойко переносит все перипетии северной жизни. Разгребает лопатой бесконечные сугробы, гоняет на снегоходе с духовной миссией мимо языческих святынь. Для коренных народов севера этот лесной пятачок - место сакральное. Его называют «красивым местом». По словам оленевода Владимира Нюрова, там «проходила граница цивилизаций». Чтобы пересечь условную границу цивилизаций, любой вне зависимости от пола и веры оставляет сигареты, деньги, игрушки и даже иконки как своеобразные подношения мифическим духам.
Священный лес - последний островок растительности. Ближайший заполярный поселок Несь находится в 100 км. Когда впереди полярная пустыня, в которой можно запросто заблудиться и замерзнуть, поддержкой мифических духов хочется заручиться всем. Возможно, поэтому стремление отца Алексея установить на языческом месте деревянный крест не встречает поддержки у населения.
Самое красивое и помпезное сооружение в Неси — это храм соседней епархии. В нем давно никто не служит. Говорят, веру последнего настоятеля пошатнули суровый быт и расстояния. Там всюду, куда не глянь - однообразная тундра.
Местные жители думали, что отец Алексей тоже не выдержит и поддастся искушению вернуться в родной Архангельск. Но священник остался и даже взял на воспитание приемных детей, среди которых и ненецкая девочка Нина.
Что касается коренных народов тундры, то рано или поздно почти каждый из них сталкивается с поиском идентичности. «Меня Бог не принимает там наверху», - говорит Лидия Канюкова.
В свои почти 80 Лидия Васильевна Канюкова разучивает молитвы, а в перерывах между домашними делами и походом в магазин старательно крестится на календарь. Узнав о ее желании креститься, отец Алексей обещал провести обряд. Вера бабы Лиды непоколебима. Чтобы добраться до храма, она отмахала полсотни верст и теперь без волнения и с интересом разглядывает его скромное убранство, пока священник задерживается.
Спустя час начался обряд крещения, который проходил при свете ранней северной луны и при полном взаимопонимании сторон. Так и не выучив обязательной молитвы, баба Лида старательно повторяет за отцом текст «Символа веры».
Таинство крещения без хора и песнопений своей простотой и лаконичностью не предвещало чего-то сверхъестественного. Обретя заветный крестик и молодую крестную, пожилая ненка отправится восвояси. Отец Алексей по-отечески пообещает ей любовь и вечную жизнь. Баба Лида обязуется верить.
«Специальный репортаж» Руслана Раджабова о жизни священника на Крайнем севере смотрите на канале «МИР 24».
Подробнее в сюжете: Программа Вместе