В США глава семьи убил жену и двоих приемных сыновей. Оказалось, подростки родились в Казахстане. Американцы их усыновили. МИД Казахстана попросил Штаты тщательно расследовать гибель подростков. После этой истории вновь заговорили о том, что нужно полностью запретить усыновлять казахстанских детей иностранцам. Впрочем, у этой идеи достаточно много противников, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Майя Тенизбаева.
Из дома ребенка в городе Щучинске Акмолинской области 14 лет назад Тимура Коктиева и Дамира Абдрахманова в США забрала приемная семья. Сотрудники учреждения своих воспитанников помнят до сих пор.
«И Дамир, и Тимур были очень веселые, жизнерадостные дети. Хорошие такие. Особенно Тимур был очень любознательным», - вспоминает воспитанников логопед ГУ «Дом ребенка» Кульпаш Бекпаева.
У Тимура тогда были проблемы со зрением, а Дамир в свои три года еще плохо разговаривал. Усыновить этих детей в Казахстане никто не спешил. Когда за ними приехала американская семья Карлсон, в учреждении обрадовались. Усыновители произвели хорошее впечатление.
«Сотрудники вспоминают отца, усыновившего детей. Это был прекрасный, очень спокойный человек», - говорит главный врач Щучинского дома ребенка Нургуль Каражанова.
Но приемный отец умер. Лана спустя время вышла замуж еще раз. За Дэвида Кэмпбелла. Это решение оказалось роковым. 10 дней назад мужчина застрелил жену, детей, а потом и себя.
После этой трагедии в Казахстане заговорили о полном запрете усыновления детей иностранцами. Хотя иностранцев среди приемных родителей сегодня немало. В основном из Германии, Италии, Испании. В прошлом году из казахстанских детских домов за границу увезли 78 малышей.
«Со стороны государства должна быть поддержка казахстанским семьям, усыновляющим детей. Необходимо развивать такие формы как опека, попечительство и патронат и отслеживанию детей после этого», - считает официальный представитель Учреждения уполномоченного по правам человека в Казахстане Рустам Кыпшакбаев.
В парламенте ограничения вводить пока не спешат. Общество просят не поддаваться эмоциям. Депутат Владимир Редкокашин напоминает, что запрет может лишить сотни детей с инвалидностью шанса обрести родителей.
«К огромному сожалению, наши сограждане в гораздо меньшей степени усыновляют детей с ограниченными возможностями. Поэтому большая часть усыновления происходит заграничными родителями», - отмечает он.
Впрочем, ограничения уже и так действуют, но только для американцев. Казахстан приостановил процедуру усыновления для граждан США 3,5 года назад. К временному мораторию привело сразу несколько скандалов. Приемные родители сдали детей в спецлагерь для трудных подростков. Центр до этого лишали лицензии за издевательства и насилие над своими воспитанниками. Другая американская семья из города Нортбридж, штат Массачусетс, была признана виновной в сексуальном насилии над двумя усыновленными детьми из Казахстана и отправлена в тюрьму.
«Казахстанская сторона придерживается позиции, что мы должны получить отчеты на всех усыновленных гражданами Америки детей. Только после этого будет возможно рассматривать вопрос о возобновлении усыновления», - отметила председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Казахстана Забира Оразалиева.
Судьба 200 воспитанников детских домов, увезенных в США, сейчас неизвестна. С 1999 года американскими гражданами стали больше 6,5 тысяч бывших сирот.
Девятилетний Ринат и пятилетний Айбек попали в семью Питера и Марен совсем маленькими. Их забрали из разных детских домов, но теперь они считают себя братьями.
«Мы любим их больше всего на свете и не можем представить жизни без них. Мы позаботимся о них и будем любить их вечно», - говорят приемные родители.
В республике еще 12 лет назад была объявлена программа «Казахстан без сирот». Автор проекта Аружан Саин приводит цифры: число детей, у которых нет семьи, удалось сократить с 16 до 9 тысяч. Статистика, говорит, могла бы быть и лучше, если бы не запрет.
«Усилия надо направить на воспитание детей в семье. Пусть это будут патронатные воспитатели, опекуны, в идеале усыновители. Детские дома нужно закрывать. Для детей, от которых отказываются из-за их болезней, иностранное усыновление - практически единственный шанс», - говорит руководитель благотворительного общества «Милосердие» Аружан Саин.
Елена Телемтаева два года назад вязла двухлетнего Рината на патронатное воспитание, а после усыновила. Сейчас мальчику 3 года и 7 месяцев. Усыновление - дело непростое: нужно было подтвердить, что ребенку будет, где жить, собрать справки о доходах, несколько раз встретиться с психологом. Теперь Елена сама дает консультации другим приемным родителям. «У меня было несформировавшееся желание когда-нибудь усыновить или удочерить ребенка. И появился ребенок, которого можно было усыновить. Я решила, если это мой ребенок, у меня все получится. И у меня все получилось, это мой ребенок», - поделилась приемная мама Елена Телемтаева.
Процедуру усыновления, впрочем, с этого года упростили. Стало меньше бюрократии. На само оформление теперь уходит от 10 дней до двух месяцев. Но главный пункт остался. Все потенциальные родители должны доказать, что психически здоровы. Неважно, кто они, - граждане Казахстана или иностранцы.