Посмертное донорство. Конституционный суд отклонил жалобу жительницы Екатеринбурга на врачей. По словам женщины, доктора без ее согласия изъяли внутренние органы у погибшей дочери. Подробности этой истории выяснила корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Посмертное донорство
О том, что ее 19-летняя дочь стала посмертным донором, Елена Саблина узнала случайно. Врачи больницы, где скончалась девушка, не сказали матери, что забрали у Алины семь органов для трансплантации.
«Я была в шоке от действий врачей, от такого цинизма. Чуть ли не в нашем присутствии они это сделали и даже не посчитали нужным меня поставить в известность», - говорит истец Елена Саблина.
Дочь Елены сбил автомобиль, шесть дней она пролежала в коме. Позже, когда судили виновника аварии, в руки матери попало заключение патологоанатома. После этого родственники Алины Саблиной обратились в суд.
«Все мы в России сегодня являемся донорами по умолчанию. Нет ни у кого обязанностей спрашивать вашего мнения, тем более ваших родственников. Елена Саблина говорила, что она потеряла свою дочь дважды: в первый раз, когда узнала о ее смерти, и второй раз, когда узнала о тайном изъятии ее органов», - отметил адвокат Антон Бурков.
Конституционный суд был последней инстанцией для семьи Саблиных. Они добивались, чтобы без разрешения родственников погибшего пациента невозможно было изъять его органы для трансплантации. Сейчас де юре врачи не должны получать такое согласие. Конституционный суд отказался рассматривать это дело.
«(Истцами) не было представлено доказательств того, что они заявляли в порядке, предусмотренном федеральным законом, о своем несогласии на изъятие органов у А.О.Саблиной. Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» опубликован для всеобщего сведения, в силу чего заинтересованные лица не были лишены возможности ознакомиться с действующими правовыми предписаниями», - говорится в определении КС.
В России действует «презумпция согласия», против которой и выступают родственники Алины Саблиной. Этот закон ежегодно спасает жизни сотням пациентов из так называемого листа ожидания. Только в Санкт-Петербурге в прошлом году пересадили 67 донорских сердец.
«Есть категория пациентов, где пересадка органа является единственным шансом сохранить жизнь. Таких людей становится все больше и больше. К сожалению, где-то 15-20 процентов больных в листе ожидания, не дождавшись органов, погибают. Это большая проблема», - говорит гендиректор Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра имени В. Алмазова Евгений Шляхто.
В Европе другая система каждый гражданин выражает отношение к донорству. Эта информация отображается и на водительском удостоверении. В России закон, по которому жители страны смогут поступить так же, сейчас изучает правительство.
Почему россияне ставят донорство в один ряд с контрабандой органов, как можно изменить ситуацию и когда специалисты напечатают настоящее сердце? Об этом смотрите в итоговой программе «Вместе» с Екатериной Абрамовой на нашем телеканале в воскресенье, в 21.00.