Новая жертва мельдония. На этот раз четырехкратная чемпионка мира по плаванию Юлия Ефимова. Она была одной из главных претенденток на медали на предстоящей Олимпиаде в Бразилии. Ее временно отстранили от участия в соревнованиях из-за нарушения антидопинговых правил. Эту информацию подтвердила сегодня Всероссийская Федерация плавания. Подробности нового допингового скандала выясняла корреспондент «МИР 24» Ольга Климкина.
Последний рывок и победа. Крики болельщиков и ликование родных. Все это для Юлии Ефимовой может остаться в прошлом. 23-летняя спортсменка попалась на употреблении мельдония.
В свои годы Юлия Ефимова собрала целую коллекцию титулов и медалей в плавании. Бронзовая призерка Олимпиады 2012 года в Лондоне, неоднократно становилась чемпионкой мира, вошла в состав сборной России для Игр 2016 года. И все достижения сейчас под угрозой. В пробе Ефимовой обнаружили следы запрещенного препарата. Спортсменку временно отстранили от соревнований. Но ей грозит пожизненная дисквалификация, так как в 2014 году она уже попадалась на приеме допинга.
Мельдоний сегодня – символ разрушенных надежд почти сотни спортсменов. Еще 3,5 месяца назад его употребление было вполне легально. Но с 1 октября 2015 года ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) признало препарат допингом, а с 1 января уже этого года окончательно запретило его использование. И уже в марте – первый громкий скандала. Теннисистка Мария Шарапова честно призналась: употребляла. Но не со зла.
«В моей пробе обнаружен мельдоний. Я принимала этот препарат на протяжении 10 лет, и он был легален. Это моя ошибка, и я несу полную ответственность. Я подвела своих фанатов и свою семью. Не знаю, какие будут последствия», – заявила теннисистка Мария Шарапова.
Признание Шараповой растрогало ее болельщиков, но не спонсоров. Одна из самых успешных спортсменок мира в один момент осталась без крупных рекламных контрактов. По мнению экспертов ВАДА, вполне заслуженно.
«Этому не может быть оправдания. Она выиграла свой первый Уимблдон 12 лет назад. Она давно в спорте и знает, что существует проблема допинга, знает, что ее будут проверять. Чем большего вы добиваетесь, тем больше к вам внимания. Также, как и всех остальных, Марию Шарапову предупреждали заранее, что этот препарат внесен в список запрещенных. Если она не прочитала наше письмо, это ее и только ее вина», – считает председатель независимой комиссии ВАДА Дик Паунд.
Вслед за Шараповой в списке жертв мельдония оказались и другие российские атлеты. Среди них, например, шорт-трекисткы Екатерина Константинова, Семен Елистратов и Павел Кулижников. Титулованные спортсмены и не скрывали: мельдоний принимали много лет подряд.
Скандал оказался настолько громким, что его обсудили на встрече Владимира Путина с кабинетом министров.
«Очевидно, что наши спортивные руководители, должен это сказать, проявили непонимание актуальности этих вопросов, своевременно не пополнили соответствующие списки от международных структур, не пополнили также и наши стоп-листы, не проинформировали своевременно спортсменов, тренеров и других специалистов о решении Всемирного антидопингового агентства», – заявил президент России Владимир Путин.
Россиян, пойманных на мельдонии, становится все больше, но Министерство спорта уверено: ситуация вовсе не однозначная. И обвинять атлетов пока рано.
«Мы запросили антидопинговую организацию ВАДА и сегодня получили ответ: исследований по сроку вывода этого препарата из организма, конечно же, нет. Мы хотим каждый индивидуальный случай в этом плане совместно с нашими коллегами рассмотреть», – отметил министр спорта РФ Виталий Мутко.
На это понадобится время. Уже сейчас российские эксперты заметили: инструкция к препарату не соответствует действительности. Возможно, это сказалось на результатах проб.
«Мы сейчас смотрим на разночтения в инструкции по применению, где сказано, что препарат выводится от нескольких часов до нескольких суток. На самом деле мы сейчас начали самостоятельно проводить такие исследования, время прошло еще недостаточно, но даже первый опыт дает нам доказательную базу, что это не так. Аккумулятивное действие препарата мы предполагаем до полугода», – заявил руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба.
«Не нужно продвигать какую-то теорию заговора. Нужно системно и своевременно реагировать на принимаемые решения, в том числе на уровне международных организаций. Если у вас не было данных о том, как быстро выводится этот препарат из организма человека, то нужно было провести соответствующую работу, вступить в контакт с коллегами из ВАДА и с ними заблаговременно все это обсудить, а не бить, как в народе говорят, по хвостам, задним числом рассуждать о том, что корректно было ими сделано, а что некорректно. Поэтому, и как старые опытные тренеры учат тоже, нужно не плакать и не стенать по каждому поводу, а выигрывать и выигрывать за явным преимуществом, тогда и вопросов не будет никаких», – подчеркнул президент России Владимир Путин.
Главное, что сейчас волнует и спортсменов, и чиновников, это предстоящая Олимпиада в Бразилии. До ее начала осталось 4,5 месяца. Атлеты надеются, что вернутся домой с Игр с медалями и без скандалов.
Можно ли прекратить порочную практику использования запрещенных препаратов в спорте, «МИР 24» рассказал бывший член президиума Всероссийской Федерации легкой атлетики Алексей Кустов.
«Это трагедия для России. Я был в президиуме до 2008 года, на моих глазах попадались спортсмены, которых тренеры сами же кормили запрещенными препаратами, а потом сами же отправляли на дисквалификацию на два года, но здесь другая ситуация. Обидно, что Федерация легкой атлетики в лице Балахничева, который признался, что наши спортсмены действительно сидели на игле и довольно плотно, Чёгин, который спровоцировал всю ту систему совместно с министром спорта Мутко – вот эти трое виноваты в том, что наша Федерация легкой атлетики отстранена. Я говорил в ноябре, когда была отстранена Федерация легкой атлетики, и сейчас хочу подтвердить, к сожалению, что у наших легкоатлетов нет шансов поехать, поскольку ситуация усугубляется. Что делать? Здесь нужно вести разъяснительную работу со спортсменами, с тренерами, потому что сейчас не хотят пахать и трудиться, как раньше трудились спортсмены, все хотят легко и без усилий залезть на пьедестал почета. Но ситуация складывается по-другому. Я согласен с президентом Путиным, который собрал в пятницу Собез с его участием, и он прав, что нужно спрашивать и жестко спрашивать, и не надо какие-то там меры, 30 или 50 тысяч за использование допинга. Надо либо пожизненно дисквалифицировать после первого применения, либо давать штрафные санкции, только уже в евро или долларах. Вот таким образом можно наших российских спортсменов остановить. Иначе никак не остановить», – говорит бывший член президиума Всероссийской Федерации легкой атлетики Алексей Кустов.