Иначе как культурным терроризмом и не назвать действия некоторых чиновников. Искусство воровства проявили крупные функционеры из российского Минкульта. Десятки бюджетных миллионов, направленных на реставрацию исторических памятников, словно растворились в воздухе. Брали по-крупному. И, похоже, ничего, не боялись. Так что, к примеру, стены уникальной Изборской крепости спустя всего несколько месяцев после восстановления позеленели от плесени.
В скандальном деле - уже шесть фамилий. Ключевой фигурант - заместитель министра культуры Григорий Пирумов. Что любопытно, это тот случай, когда Госбезопасность работает вместе с оппозицией. Почему? Репортаж корреспондента «МИР 24» Максима Красоткина.
Экс-заместитель министра Культуры Григорий Пирумов прячет лицо и с журналистами говорить отказывается, хотя казалось, недавно он с гордостью докладывал об успехах в деле реставрации. Его подельники тоже немногословны. По иронии судьбы всех судят через дорогу от Андроникова монастыря - памятника архитектуры, до которого рука современных реставраторов не дотянулась. На скамье подсудимых вместе с Пирумовым - глава имущественного департамента министерства, руководитель подведомственного центра реставрации, директор строительной фирмы «Балтстрой» Дмитрий Сергеев, его зам и еще один бизнесмен. Всего шесть человек. Их обвиняют в хищении как минимум 50 млн рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мединский поможет расследовать хищения в Минкультуры
«Боль, которая останется с нами навсегда», - так жители Изборска, что под Псковом, говорят о результатах деятельности компании «Балтстрой», которая взялась за реставрацию древней крепости. Ее жемчужина - Никольский храм 17 века. После вмешательства строителей он внезапно зацвел. В этом сразу увидели не божье знамение, а руку мастеров. Зеленым налетом оказались водоросли, проросшие на штукатурке. Специалисты сразу поняли: вместо дистиллированной воды, которую используют при реставрации памятников старины, рабочие взяли ее из ближайшего пруда.
О проблемах Изборска еще в начале реставрационных работ бил в колокола оппозиционер и на тот момент депутат псковского заксобрания Лев Шлосберг. Политика смутило то, что вместо 4,5 лет работ, «Балтстрой» все обещал сделать за полгода. «Когда вы раскрываете средневековую крепость и снимаете камни 19 века, только тогда вам открывается 18-й, потом 17-й, а потом 16-й. То есть реставрация - это раскрытие памятника, его исследование, а потом уже сама реставрация. И вместо 4 плановых лет работы на Изборск отвели полгода. Это невозможно. За эти сроки памятник можно только изувечить», - подчеркнул член Политического комитета партии «Яблоко» Лев Шлосберг.
Крепость спешили привести в порядок к 1150-летию Изборска. Еще до объявления тендера там трудились местные мастера. Но неожиданно конкурс на проведение реставрации выигрывает питерский «Балтстрой» и приходит на объект с огромной армией строителей и минимальным опытом, как утверждают архитекторы. «Работали там непрофессионалы, там работали люди со всех концов России и ближнего зарубежья. Там если и был кто, то только два-три опытных каменщика, а так они учились там, на месте», - уверена главный архитектор проекта реставрации Изборской крепости Галина Гофман.
Впрочем, это не было помехой для победы в конкурсе. Как утверждают, Минкульт проводил его через частную тендерную фирму. «Этой организацией владели люди, полностью подконтрольные министерству культуры: заместителю министра, другим чиновникам. Они организовывали торги так, что выигрывали те, кто будет платить откаты», - заметил Шлосберг.
Как полагает следствие, чиновники давали компании «Балтстрой» все крупные контракты, часть шла на реставрацию, часть оседала в карманах. Фирма за 18 лет существования стала практически монополистом в реставрации. Серьезность объектов, до которых ее допустили в одной только Москве, говорит сама за себя: стены и башни Кремля, Грановитая палата, Троице-Сергиева Лавра и Новодевичий монастырь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Странное «дело Минкульта»
Смета на реконструкцию Новодевичьего монастыря выросла быстрее, чем строительные леса. На воссоздание исторического облика памятника из бюджета выделили более 5 млрд рублей. Как полагают следователи, сумма явно завышена. Кстати, в 16 веке на строительство монастыря из государевой казны пожаловали 230 кг серебра. Если бы Василию III дали нынешнюю смету, то ему пришлось бы где-то найти 135 тонн драгоценного металла или больше двух вагонов серебра.
Спустя уже год после начала реставрации, на колокольне монастыря случился пожар. Тот же Пирумов обвинил во всем запущенный кем-то «китайский фонарик» И тут уже не разберешь, что было сделано и на какую сумму, а что нет. «Понятно, что если результат работ сгорел, то он сгорел. Если он сгорел после приемки, то претензий никому не предъявишь, это форс-мажор», - добавил специалист Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Артем Демидов.
Тогда владелец компании-подрядчика «Стройкомплект» Дмитрий Сергеев, он же директор «Балтстроя», отделался штрафом в миллион рублей. Сейчас следов огня уж нет, а звонница по-прежнему в лесах. И даже, несмотря на подорожание материалов, колебания валют, реставраторы по-прежнему укладываются в смету. Сумма-то колоссальная.
Депутат питерского заксобрания Алексей Ковалев за месяц до громких арестов писал премьер-министру Дмитрию Медведеву. Он просил остановить реставрацию Русского музея. Переделка внутренних дворов Михайловского дворца грозила уничтожить облик памятника начала 19 века. Их предполагалось превратить в дополнительные помещения. Контракт на миллиард по традиции выиграл «Балтстрой», а согласовал все арестованный замминистра.
В родном для «Балтстроя» Петербурге фирма реставрировала на широкую ногу. В ее копилке Адмиралтейство, Филармония, великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости, здание госуниверситета, храмы, дворцы и городские фасады. И 50 млн, в хищении которых обвиняют чиновников и бизнесменов, - копейки на фоне такого размаха.