В рамках рубрики «Завтрак со звездой» корреспондент «МИР 24» Наталья Панкратова беседует с джазовым музыкантом Даниилом Крамером.
Даниил Крамер - джазовый пианист, народный артист России. В 2005 году его имя появилось в Книге рекордов Гиннесса. Однажды играл на сцене, расположенной над аквариуме с акулами. Поклонники любят его за характерные музыкальные шутки.
Как начинается ваше утро?
Крамер: Я обычно включаю какое-нибудь музыкальное радио. Пью хороший чай либо кофе. Жена готовит завтрак.
Например, у балетных что ни день, то репетиции. А как у музыкантов?
Крамер: Есть такой термин у пианистов - «гофманианец». Это люди, которым для того, чтобы работать, необязательно сидеть за инструментом. Я к ним отношусь, и я очень многое делаю в голове. Мне достаточно представить себе клавиатуру мысленно. И у меня начинается работа: я вычисляю, какими пальцами играть. А потому же, сидя за клавиатурой, я проверяю то, что я наработал в уме.
А как вообще становятся пианистами, народными артистами России?
Крамер: Можно заниматься 100 тысяч часов, но если Бог не дал тебе дар, а госпожа Фортуна повернулась к тебе не тем местом, если ты не нашел свою удачу в искусстве - а удача для музыканта равносильна таланту (сколько в мире музыкантов, которым Бог дал талант, но их не нашла удача!), - то все.
А что для вас стало поворотной точкой?
Крамер: Я не знаю. Это однажды пришло. Я не помню когда, но однажды я это почувствовал.
А публика меняется с годами?
Крамер: На каждом концерте разная публика, зависит от обстоятельств. Но я очень счастливый человек. Ко мне на концерты приходит много молодежи.
Вы сказали: «работа пианиста», что для обыкновенного человека звучит странно…
Крамер: Это тяжелая работа - ненормированные рабочие дни, никаких выходных. Вот эти два-три часа, которые на сцене, они все окупают.
Продолжение интервью смотрите в видеоверсии.
Подробнее в сюжете: Большое интервью