<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Хрипловатый голос и зубы с щербинкой. Он не был красавцем, но женщины сходили по нему с ума. Яркий, свободный и обаятельный – он умел дарить любовь всем, но хранил ее для одной.
1983-й год, Париж. В театре на Елисейских полях уже второй месяц аншлаг, ведь на сцене показывают советскую рок-оперу «Юнона и Авось». В роли русского путешественника графа Рязанова выступает актер Николай Караченцов. Зал цепенеет, глядя на него, будто находится под гипнозом.
«Он владел душой и сердцем, но не жалел их, - говорит народная артистка СССР Инна Чурикова. – Он словно раскалывал свое сердце в спектаклях именно там, где это было необходимо».
После парижского успеха были Гамбург, Мюнхен, Амстердам, Нью-Йорк. Везде «Юнону и Авось» ждал триумф, а про исполнителя главной роли говорили, что он – это что-то невероятное.
Загадку таланта знаменитого актера, и также самые интересные факты биографии Николая Караченцова раскрыла программа «Любимые актеры» на телеканале «МИР».
ПУТЬ К ТЕАТРУ
В детстве Коля Караченцов мечтал стать не актером, а танцовщиком. Его мама Янина Брунак была известным балетмейстером. Сына не с кем было оставлять дома, поэтому женщина часто брала его к себе в театр.
Мать запретила ему быть танцовщиком, потому что они уходят на пенсию в 40 лет. Но парень рвался на сцену, поэтому решил выбрать актерскую стезю. В 19 лет он блестяще сдал все экзамены в Школу-студию МХАТ и окончил ее с красным дипломом.
Николая ждал Московский художественный театр, но в год выпуска произошло событие, которое перевернуло всю его судьбу.
В 1967 году в Школу-студию обратился Московский театр им. Ленинского комсомола – там некому было играть. Вслед за бывшим главным режиссером Анатолием Эфросом ушли все ведущие артисты. Спасти Ленком были призваны десять лучших выпускников студии.
Караченцов тогда даже не подозревал, что в Ленкоме найдет для себя все – и сцену, и славу, и любовь.
Фото: «МИР24»
ЛЮБОВЬ ЛЮДМИЛЫ
В начале 70-х в театр пришла на пробы выпускница Школы-Студии МХАТ Людмила Поргина. Марк Захаров решил сразу ввести актрису в спектакль, но для начала предложил ей посмотреть постановку из зрительного зала.
В тот день она впервые увидела Николая на сцене и потеряла голову.
«На сцене появилось нечто сумасшедшее с длинными волосами, - вспоминает Поргина. – Его челюсть будто выходила из лица. Этот человек передвигался какими-то семимильными шагами, руки и ноги вращались в разные стороны».
Весь спектакль Людмила смотрела на него и вышла из зрительного зала пунцово-красная. Она решила, что если он не станет ее мужем, то девушка непременно повесится на одной из театральных люстр.
Но до этого, слава богу, дело не дошло. Еще на первой репетиции Караченцов обратил внимание на молодую актрису. У них закрутился роман, который они держали в тайне, ведь Люда была замужем. Она быстро поняла, что Коля – это ее судьба.
Два года влюбленные проверяли свои чувства. Поргина терпеливо ждала и наконец-то получила предложение руки и сердца.
ЗВЕЗДА КИНЕМАТОГРАФА
Режиссер Геннадий Полока был первым, кто разглядел в театральном актере Николае Караченцове будущую кинозвезду. Он был необычный, яркий, с бешеным темпераментом – экрану как раз не хватало такого героя. Полока предложил ему роль деревенского Дон Жуана в ленте «Одиножды один» (1974).
«Я подумал, что такая фигура на деревенском фоне была бы очень кстати, - рассказывает режиссер Геннадий Полока. – Появление в кадре Караченцова с длинными волосами вызвало у худсовета шок».
Реакцию совета можно понять. На ту же роль пробовался Андрей Миронов, который к тому моменты был кинозвездой, но режиссер отстаивал кандидатуру Николая.
Никого смущения перед известными коллегами он не испытывал. Наоборот, стал любимчиком всей группы. Татьяна Пельтцер славилась своим конфликтным характером, но рядом с Николаем она просто «таяла».
Картина «Одиножды один» не стала всенародно известной, но для Караченцова она открыла дорогу в большое кино. Режиссер Виталий Мельников предложил ему роль в картине «Старший сын» по пьесе Вампилова.
«Мы снимали «Старшего сына» полулегально на окраине Санкт-Петербурга. Там строились новые блочные дома, а мы «оккупировали» свободные , здания, которые шли под снос», - рассказывает режиссер Мельников.
Репетировали актеры сутки напролет. Для Михаила Боярского и Николая Караченцова работа в картине стала проверкой на прочность.
ДРАМА НА ДОРОГЕ
Февральской ночью 2005 года Николай мчался по ночной скользкой трассе. Он спешил домой, чтобы поддержать жену в тяжелый момент, ведь ее мать умерла. От резкого торможения его машину занесло. Казалось, что удар был смертельным.
«Той ночью мне не спалось. Я услышала по радио, что произошла эта трагедия, - вспоминает актриса Инна Чурикова. – Я просто в это поверить не могла, утром сразу же поехала к Людмиле и Николаю домой. Это оказалось правдой».
28 дней Николай Караченцов провел в коме. Все это время огромное количество близких и далеких людей молились о его возвращении. То, что он смог выжить и встать на ноги, врачи расценили как чудо.
Творческие биографии и интересные истории из жизни легендарных актеров читайте в разделе «Киномир».
Сейчас он уже учится играть в теннис и танцевать степ, выходит в свет и посещает театральные премьеры. Но это все было бы невозможным, если бы рядом с ним не было преданной жены Люды.
Николая называют самым необычным русским артистом. В его таланте странно перемешались и трагедия, и комедия, и буффонада.
Все герои Караченцова, пусть даже и не очень положительные, обладают бездной обаяния. А за неповторимую улыбку им можно простить все.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания