Теракты в Пакистане в минувшее воскресенье. Теракты в Бельгии на прошлой неделе. В пакистанском Лахоре погибли 72 человека - в основном женщины и дети, праздновавшие католическую Пасху. Ранены более 300 человек, многие находятся в тяжелом состоянии. В Брюсселе погибли 28 человек. Из них 14 – в результате взрыва в аэропорту Завентем, и 10 – на станции метро Мальбек. Известно также о 340 раненых.
Новый виток терактов потряс весь мир и оставил свой след в душе каждого. Тревога, страх, паника, отчаяние и боль посеяли смуту, сомнение, страх в душах миллионов людей. Такие события пугают, шокируют, вызывают чувство беспомощности, заставляют нас лицом к лицу встретиться со страхом смерти. Ведь не в то время и не в том месте может оказаться каждый из нас.
О психоаналитических аспектах терроризма и реакции общества на него «МИР 24» рассказал психоаналитический психолог Дмитрий Басов, директор московского представительства Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров.
— В подобных ситуация мы часто задаемся вопросом: что движет террористами? Зачем нужна эта война? Почему терроризм находит поддержку среди граждан тех стран, против которых он направлен? — говорит он. — Как замечал Зигмунд Фрейд, «в человеческом обществе конфликт интересов между людьми и группами решается при помощи насилия». С одной стороны, насилие обеспечивает власть и порядок, с другой — ведет к разрушению. Поскольку инстинкт смерти и разрушения присущ каждому человеку, и агрессия присуща каждому из нас, войны оказываются неизбежными.
Психоаналитик считает, что война всегда происходит в первую очередь внутри нас - в нашей душе, в нашей голове. Конечно, хочется быть только хорошими и правильными, и не видеть собственных проблемных аспектов. Но этот путь, как правило, ведет к катастрофе.
Мы можем задать себе вопрос: почему немцы позволили себе столь ужасные зверства в годы Второй мировой войны? И, если позволим себе думать свободно, то найдем ответ в следующем: они хотели чувствовать себя полностью хорошими и правильными, а все «плохие» аспекты поместили в других и разрешили себе этих «других» уничтожить.
— Чтобы не повторять ошибок истории, давайте задумаемся, а что происходит внутри нас? — говорит Дмитрий Басов. — А сколько мы убиваем? Конечно, мы убиваем не людей. Но чувства? Мысли? Отношения? Собственные надежды и планы? Не слишком ли мы жестоки сами к себе? Наверное, это звучит кощунственно, но не является ли терроризм зеркалом протеста против насилия, которое мы сами создаем?
- Часто мы не выдерживаем того накала чувств, которое возникает у нас внутри, - считает психоаналитик. - Это может быть и ощущение обиды, и беспомощности, и брошенности, и даже ярости. Когда, например, после ссоры женщина уничтожает вещи мужчины. Когда мужчина отсуживает у жены ребенка, который ему не нужен, и не дает ему видеться с матерью. Разве это не насилие? Не убийство души ребенка? В психоанализе это называется отреагирование - когда невозможно пережить чувства, и им на смену приходят действия… Просто мы часто предпочитаем не замечать своей агрессии, ненависти и злости. Конечно, можно возразить, что от этого бывают совсем другие (более незначительные) последствия. Да, внешне это выглядит так, но суть явлений при этом не меняется.
Если говорить о последствиях, то в ДТП в России погибает около 30 000 человек ежегодно. Патриарх Кирилл, выражая озабоченность по поводу высокой аварийности на дорогах России, заявил однажды, что причиной аварий часто становится одержимость водителей бесами. «Конечно, где-то подводит техника, еще какие-то объективные обстоятельства, но как часто эти одержимые не только одержимы непонятным ухарством и желанием что-то другим показать, а также и находятся во власти алкоголизма», — сказал он.
Что все же имел в виду Патриарх? Бесы — это внешние враги, как террористы, или же это наши внутренние разрушительные импульсы и отреагирования? Вспомним хотя бы ссору пилотов Boeing 737-800, разбившегося 19 марта в аэропорту Ростова-на Дону. Возможно, если бы они действовали слаженнее, трагедии бы не случилось.
Здесь важно понять, что откликается в каждом из нас в ответ на такие трагедии, как теракт. Тема насилия, агрессии, жестокости, которая вызывает в нас труднопереносимое чувство беспомощности, а даже не тема смерти пугает нас больше всего… Тему внешнего врага и внешнего насилия невозможно игнорировать, так же как собственные душевные бури.
- Если вернуться к теории Фрейда об инстинктах жизни и смерти, мы можем увидеть еще один немаловажный вопрос: почему мы отказываемся защищать себя? Скорее мы готовы мстить, уничтожать и разрушать, но не защищать себя, - считает Басов. - Отсутствие любви, воли к жизни, желания к сохранению себя и своего достоинства превращает людей в стадо бегущих баранов.
Вспомним, как в ноябре прошлого года во время акции поминовения жертв трагедии в Париже началась паника от взрыва петарды. Люди бежали, топча друг друга, свечи и цветы. В такой ситуации стресса и нервного напряжения это очень понятно и очень по-человечески.
Самое сложное в том, что переживает сейчас наше общество — это возможность сохранить ценность человеческой жизни.
Терроризм говорит нам, что ненависть сильнее любви. Терроризм вызывает ненависть в наших душах, деление людей на «хороших» и «плохих». А это неизбежно ведет к войне и уничтожению. Самый главный вопрос сейчас заключается в том, как не превратить борьбу с «внешним врагом» в паранойю, рождающую ненависть.
По мнению Дмитрия Басова, пока человечество идет по пути отрицания собственной «плохости», отрицания внутренних проблемных аспектов, разделение на «хороших мы» и «плохих они», таких трагедий будет все больше и больше. И дело здесь отнюдь не в терроризме. Террористом может стать любой, как стал им, например, «норвежский стрелок» Андрес Брейвик. и немецкий пилот Андреас Любитц, совершивший расширенный суицид, сознательно направив самолет с пассажирами в землю.
Вывод, который мы можем сделать из всего вышесказанного, отнюдь не утешительный: если в душе каждого из нас не наступит мир — будет война!
С психоаналитиком беседовала Татьяна Рублева