В Петербурге в рамках фестиваля балета «Мариинский» была представлена постановка «Медный всадник». Композитор Рейнгольд Глиэр написан музыку по мотивам поэмы Александра Пушкина. Балет вернулся на сцену Мариинского театра после почти 30-летнего перерыва. Впервые его исполнили в 1949 году. Новую версию представил молодой хореограф Юрий Смекалов. Он постарался сохранить некоторые фрагменты прежней постановки, при этом сделав ее более современной. Корреспондент «МИР 24» Лена Петревска изучила историю «Медного всадника» – и памятника, и балета.
Каждый раз, проходя мимо памятника Петру I, экскурсовод Игорь Воеводский вспоминает, как в 60-х участвовал в балете Рейнгольда Глиэра «Медный всадник». На сцене Мариинского, тогда еще Кировского театра, он мальчишкой «отвечал за наводнение».
«Оно создавалось с помощью воздуха, который нагнетался под ткань синего, голубого цвета, которая начинали колыхаться от кулисы к кулисе, и создавалось ощущения наводнения. И приглашали кого-нибудь из сотрудников миманса или из желающих покачать эту ткань», – вспоминает экскурсовод Игорь Воеводский.
Этого эпизода в новой версии балета не будет. От постановки 1949 года хореограф Юрий Смекалов оставил только пару номеров.
«Визуально, сценически мы изменили спектакль совершенно. Для нас важна пушкинская поэтика в первую очередь, нежели монументальность и величие просто города», – поясняет хореограф Юрий Смекалов.
Главную партию исполняет Владимир Шкляров. Его Евгений потерял свою любимую во время наводнения. Наткнувшись на памятник Петру Великому, он винит в трагедии именно его. Сыграть безумного оказалось не так уж просто.
«Я каждый день схожу с ума по несколько раз. Даже сейчас мы с женой сидели, пили кофе, и она говорит, ну где ты, опять? Я говорю, да. Я все время продумываю, столько нюансов, столько интересных находок», – поясняет исполнитель партии Евгения Владимир Шкляров.
В основе балета – поэма Александра Пушкина, в которой описаны реальные события 1824 года. Во время сильнейшего наводнения уровень воды достигал середины постамента, на котором стоит «Медный всадник» работы французского скульптора Этьена Фальконе. Его пригласила в Россию императрица Екатерина II.
«Наводнение было ужасным. Оно было разрушительным. Повсюду на площади после отступления воды лежали сломанные лодки, суда», – отмечает экскурсовод Игорь Воеводский.
«Медным» памятник стал называться благодаря произведению Александра Сергеевича. На самом деле он сделан из бронзы. Это самый мистический символ Петербурга, с которым связано множество легенд. Одну из них рассказал сам император Павел.
«Он незадолго до смерти рассказывал о том, как шел с неким офицером по Сенатской площади. И этот высокий офицер вздохнул и сказал: «Бедный Павел, бедный князь». И подойдя к площади, он вдруг исчез, и Павел понял, что это был призрак Петра Великого», – рассказывает экскурсовод Воеводский.
Для балета сшиты сотни костюмов, сделаны десятки шляп. В Мариинке говорят, что создавая балет, все немного, словно, обезумели.
«Бывает, что не мы руководим шляпой, а шляпа нами. Маэстро может остановить репетицию, если кто-то не одет до конца», – говорит модистка Татьяна Алексеева.
Каждый костюм создавался вручную. Некоторые платья весят больше 6 килограммов.
«Он облегчен, потому что артисткам довольно долго придется находится на сцене, вот у нас сделана ситовая юбка, и сделан рогалик вместо панье», – поясняет художник Мария Кононова.
Премьерой «Медного всадника» открылся XVI Международный фестиваль балета «Мариинский». Билеты в кассах на все спектакли давно проданы. С трудом, но Игорь Воеводский все-таки достал контрамарку, чтобы узнать, какая версия «Всадника» лучше – послевоенная или современная.
Подробнее в сюжете: Театр