«Летают». «Gogol School» встречает посетителей красным плакатом с одним-единственным словом. В этой театральной школе - как в большом аэропорту: вы снимаете обувь, отключаете телефоны и проходите в аудиторию неприукрашенным, чистым, готовым воспринимать и слушать, учиться и познавать театр таким, каким его не привыкли видеть.
Корреспондент «МИР 24» Надежда Сережкина чуть не сменила профессию, когда своими глазами увидела, как выглядит взлетная полоса для начинающих больших Актеров.
«- Я обложка! - А я голая женщина на обложке! - А я продавщица, которая не отпускает мальчику журнал с голой женщиной на обложке!» - слышно из-за стены.
Стучусь в аудиторию. Думаю: «Вот это понимаю - театр. Сейчас зайду, а там и обложка, и женщина, и продавщица». Захожу. На меня смотрят двадцать пар удивленных глаз, трое участников занятного действа лежат на полу, двое из них - бородатые мужчины. Мысль только одна: «Вот интересно, кто же из них женщина, а кто обложка»?
Это - занятие по импровизации в Актерской лаборатории. А где патетичные возгласы, зубрежка Шопенгауэра, погибающий Ромео, плач Ярославны - вся ожидаемая атрибутика репетиций? Бледные, измученные студенты, драма, голодные глаза, ну хоть что-то: нет, все почему - то счастливые и довольные. Даже хохочут. Добро пожаловать в «Gogol School».
Эта Театральная Лаборатория была создана актером московского театра «Гоголь-центр» и открыта в октябре 2015 года. Под руководством лучших мастеров, хормейстеров и хореографов того же «Гоголь-центра», Ленкома, ГИТИСа и МХТ им. Чехова в «Gogol School» люди разных возрастов, профессий и интересов учатся развивать в себе таланты способом, к которому у нас не привыкли.
Студентов не заманивают сюда громогласным «вы получите диплом по окончании», гербовыми бумажками или курсами типа «импровизация для жизни». Результат обучения - это спектакли, перформансы и настоящая, не сертифицированная, но чистая и профессиональная игра на сцене.
«Мы не учим и не будем учить студентов проходить кастинги, правильно пробоваться на роль, не будем готовить абитуриентов к поступлению в театральный вуз, потому что «Gogol School» - это какая-то более хрупкая, более тонкая, альтернативная история, в которой человек не просто винтик в системе», - поясняет основатель проекта, актер Илья Ромашко.
Обучение здесь является неформальным, не академическим, так как в его основе лежат не классические театральные программы, а многосторонняя работа с личностью. Для этого функционируют три лаборатории - Актерская, Вокальная и лаборатория Пластического театра, каждая из них делится на мастерские в зависимости от расписания и педагогов.
Импровизация, оттачивание легкости и координации, изучение анатомии и основ движений, навыков свободного владения каждой частью своего тела - на пластике, правильная работа дыхания и способность анализировать свой голос - на вокале, свободное выражение любых эмоций и обучение под руководством знаменитых мастеров - в актерской лаборатории.
Занимаются преимущественно в вечернее время, по четыре часа подряд актерским мастерством, по четыре - пластикой и по два - вокалом. И нет, кажется, что здесь никто не устает, наоборот - после занятия студенты выходят из мастерских еще более оживленными, пьют чай и без умолку болтают.
«Именно в таких, теплых, домашних и парниковых условиях люди могут раскрыться, довериться партнеру, и только тогда они начинают работать по-настоящему, по-настоящему себя искать», - говорит Илья.
Почему - то по пути на интервью я все представляла преподавателей пластики такими томными, обязательно с балетным прошлым и францеватым прононсом: «паааа», «плиеее», «батмаааан тондюю», ну вы понимаете. Почему-то вспоминала голос из детства на занятиях танцами: «Да тяните же уже ваш носок!». Так вот, всего этого вы не увидите.
Красивая тоненькая девушка с короткой стрижкой пришла и велела мальчикам таскать девочек по полу. Каждый, кто думает, что быть актером легко, пусть попробует потаскать меня, 50-килограммовую и хорошо поужинавшую, по полу за одну руку хотя бы пять минут - посмотрю на них. А если серьезно, такие упражнения с вами не проработают ни на каком классе йоги или медитации, пластике или танцах, между тем эмоции от полного доверия партнеру по сцене словами передать сложно. Это что-то не совсем земное.
Преподаватели мастерской - как огни высокой интенсивности на настоящей взлетной: указывают путь, но не ослепляют и не сбивают с курса. Они начинают занятия без лишних предисловий, говоря гораздо меньше, чем мы ожидаем, но все больше наблюдая за тем, что и как делают студенты. Каждым занятием подтверждают, что ремесленные актерские навыки - всего лишь инструменты, которые ничего не значат без личностной составляющей человека.
«Мы выбираем преподавателей только из профессиональной среды, никакие личные симпатии или антипатии здесь не имеют веса. Тем и ценна наша палитра педагогов - в их разнонаправленности, разноподготовленности и разности восприятия мира. И в группу мы привносим все то лучшее из разных школ, что у нас есть», - поясняет Ромашко.
Среди преподавателей актерской лаборатории - не только лучшие мастера «Гоголь - центра» (театра Кирилла Серебренникова, сформированного на базе Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя) Филипп Авдеев, Александр Горчилин, Евгений Сангаджиев, Ирина Выборнова, но и актеры Мастерской Дмитрия Брусникина Алексей Любимов, Сергей Карабань, Михаил Плутахин, актриса МХТ им. Чехова Яна Гладких и режиссер Юрий Квятковский.
Вокал преподает хормейстер МХТ им. Чехова и основатель вокальной группы «Бродвей» Антон Иванов, педагог электротеатра «Станиславского» Арина Зверева. Пластической лабораторией руководят хореограф «Ленкома» Виталий Боровик, педагог ГИТИСа Татьяна Чижикова, педагог Школы-студии МХАТ Ирина Галушкина, выпускница академии русского балета Александра Портянникова. «Все странности, комплексы, страхи, кошмары и угловатости здесь пробуют вывести на сцену, чтобы больше их не бояться», - рассказывает преподаватель актерской лаборатории, мастер «Гоголь-центра» Семен Штейнберг.
Самолетам на взлетной «Gogol School» - от 18 до 45, у всех у них за пределами мастерской - огромная жизнь, устоявшаяся профессия, учеба, работа и еще сто миллионов дел, которые они могли бы потратить на что угодно. А они звонят диспетчеру и уточняют: «Сегодня по расписанию? Я буду раньше. И забронируйте мне зал для репетиции». Пылкие, растрепанные, громкие, - минуту назад окружающие меня люди были хмурыми бизнесменами, скучающими финансистами или неуверенными в себе студентами, а здесь – они будто вышли из большого закулисья.
«Идеальный студент в конце курса – это актер. Мы не готовим тех, кто после окончания судорожно стал бы делать из этого занятия деньги. Людей, которые могли бы заниматься театральным искусством и выступать на сцене – да. Мы строим профессиональный театр для изначально непрофессионалов», - объясняет руководитель лаборатории.
Во время обучения студенты активно участвуют в фотопроектах и дополнительных образовательных программах от педагогов, участвуют в совместных внутренних мероприятиях школы.
Взамен? «Мы ждем искренность в словах, жестах, взаимоотношениях с партнером на сцене и вне аудитории. Чаще всего именно эту правду, которая никому, кроме нас не интересна, мы пытаемся скрыть - на это заточено наше общество. А творчество начинается тогда, когда мы сами себе можем ответить, кто мы», - делится Илья Ромашко.
Всего восемь лет назад он сам занимался финансовыми проектами, пока в 25 лет не спросил себя: «А зачем я это делаю?». Ответить не смог, бросил работу и с первого раза поступил в театральный: «Это стоило мне целой жизни, представляете?». А теперь своими силами строит целый театр, в который уставшие от однообразия, невероятно талантливые, но пока не реализовавшие свой талант люди приходят, чтобы заняться тем, о чем мечтали всю свою детскую, подростковую и взрослую жизнь.
Меня даже пообещали научить петь. Наверное, они просто не знают выражения: «медведь на ухо наступил», раз так уверенно смотрят на меня и кивают. «Наступил и потоптался, и зверь явно был не один», скажу я вам. «Да нет, все умеют, просто пользоваться не умеют голосом», - сказал в напутствие преподаватель. 16 апреля иду на прослушивание, я, журналист и скептик без слуха и голоса, представляете?
«Ты чего тут сидишь?» - спрашивает девушка в диспетчерской. Ну, то есть у стойки регистрации. Нет, все-таки в диспетчерской. «Пишу», - отвечаю. «Иди, попробуй, как они», - и указывает на плакат, где написано то, что на самом деле испытывают приходящие в «Gogol School». Летают, и точка.
Город Москва, станция метро «Кожуховская», улица Седьмая Кожуховская, дом 9. «Гоголь School» расположена на территории ТРК Мозаика, в 6 – 8 минутах от метро.
Надежда Сережкина