В кино она попала случайно. В одночасье получила главную роль и мужа-режиссера в придачу. Со стороны ее жизнь походила на сказку, на деле все было иначе. Она с детства любила играть в мужские игры и успешно делает это до сих пор. Женщина со стержнем - актриса и режиссер Вера Глаголева.
1985 год – на экраны выходит лирическая комедия Виталия Мельникова «Выйти замуж за капитана». Главную роль в фильме играет Вера. У нее на счету уже больше десятка работ в кино, но, как признается сама Глаголева, именно на этой картине она родилась как актриса.
«Выйти замуж за капитана» снимали на границе с Турцией и Грузией на реальной погранзаставе. Поэтому в массовых сценах были заняты не актеры, а настоящие пограничники.
«Она в это время как раз воспитывала двух дочерей, ей нужны были для этого и силы, и стойкость. Она все эти житейские трудности переносила достойно. Это перекликалось и с героиней картины», – рассказывает режиссер Виталий Мельников.
Фото: Красильников Станислав,ТАСС
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», Вера Глаголева была признана лучшей актрисой 1986 года. А между тем, такая органичная в кадре, она не была актрисой вовсе. ВГИКов не кончала, на съемочную площадку попала случайно.
Вера Глаголева родилась в Москве в семье учителей. Родители отдали девочку в художественную гимнастику, целый год упорно возили ее на занятия. Но Вере больше всего на свете нравилось гонять с братом в футбол и устраивать дома боксерские поединки. Близким оставалось только признать: за внешностью кисейной барышни скрывается отчаянный боец.
Самые интересные факты биографии знаменитой артистки раскрыла программа «Любимые актеры».
В 9 классе Вера занялась стрельбой из лука: белоснежная форма, разноцветные мишени, маты на зеленой траве. Но когда Глаголева пришла на первую тренировку, ей стало ясно – за всей этой красотой стоит адский труд. Упорства Вере было не занимать. Всего за год она сдала норматив мастера спорта, стала выступать за юношескую сборную Москвы. Могла бы стать чемпионкой, но судьба распорядилась иначе.
Летом 1974 года Вера Глаголева оказалась на Мосфильме: там шел показ очередной картины. После просмотра они вместе с подругой заглянули в буфет. Хрупкую, немного странную девушку с огромными глазами сразу приметил Владимир Климов. В то время он был ассистентом Родиона Нахапетова, который снимал картину «На край света».
Через несколько дней на пробы из Минска не смогла приехать заявленная актриса, и Владимир вспомнил про девочку из буфета.
Актер, который пробовался вместе с Верой, играл слабо. Режиссер понимал, такие пробы худсовет не утвердит. Чтобы спасти картину, он принял смелое решение: развернул камеру и стал снимать не героя, а обратную точку - никому не известную школьницу Веру Глаголеву.
Роль Симы в картине «На край света» принесла Вере не только первую популярность, но и большую любовь. Между начинающей актрисой и режиссером вспыхнул роман.
«Конечно, были и сплетни. Как же так, 17-летняя девчонка взяла и охмурила режиссера, известного актера. Возможно, какие-то дамы в группе завидовали», - вспоминает народный артист России Владимир Климов.
Вскоре Глаголева и Нахапетов поженились. Многие судачили: Родион снимает Веру во всех своих лентах. Но когда Глаголевой стали поступать предложения от других режиссеров, завистники прикусили языки. Невозможно отрицать, что работать с ней хотели многие.
Свою картину «В четверг и больше никогда» Анатолий Эфрос начал снимать в 1977 году. Глаголеву пригласил на одну из главных ролей. Вера понимала, что это удача, надо соглашаться, но с ответом тянула: против был муж.
«Когда возник Эфрос, был большой скандал в семье. Муж говорил, что мне не нужна жена-актриса. Мне нужно, чтобы была семья, хочу детей», - рассказывает Вера Глаголева.
Снимать фильм планировали на Дальнем Востоке, это окончательно лишало Веру всяких шансов на роль. Но в итоге на съемки с супругой поехал Родион. Нахапетов разрешил работать Вере с одним условием: после каждого съемочного дня она непременно должна ехать домой.
Во время съемки Эфрос был так впечатлен игрой непрофессиональной актрисы, что пригласил ее в Театр на Малой Бронной.
Актерского образования Вера Глаголева так и не получила, но это не помешало ей в середине 80-х стать одной из самых востребованных актрис советского кинематографа. Хрупкая, без грамма косметики на лице, для зрителей она стала олицетворением женственности.
«Она ни на кого не похожа. У нее такая мощная неповторимость. Вера Глаголева – это даже планета», - делится народный артист России Валерий Гаркалин.
В СССР Глаголева и Нахапетов считались образцовой парой. Но в конце 80-х Родион уехал в Америку и не вернулся: встретил за океаном новую любовь. Вера осталась в Москве с двумя дочерьми.
Отдушиной для Веры стало кино. Глаголева запустилась как режиссер со своим первым фильмом «О судьбах безработных актеров». Дебют оказался удачным. Произошли перемены и в личной жизни актрисы. В Одессе на фестивале она познакомилась с бизнесменом Кириллом Шубским.
О силе материнской любви и боли за своих детей пронзительная лента Веры Глаголевой «Одна война». Режиссер не побоялась экранизировать одну из самых трагичных тем, связанных с Великой Отечественной войной. Это четвертая режиссерская работа Веры Глаголевой и самая титулованная. Кинокартина собрала больше 30 наград на всех фестивалях: от Казани до Монте-Карло.
Одну из главных ролей в фильме сыграла старшая дочь Веры - Анна Нахапетова. Своих в работу Глаголева обычно не берет, но Аня так загорелась желанием сыграть эту роль, что мама решила дать ей шанс и пригласила на пробы.
В работе Глаголева всегда добивается своего. Если уж решила снять в своем фильме голливудскую звезду, так тому и быть. В отснятой в 2014 году картине «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» Ракитина играет Рейф Файнс. Знаменитый актер специально для этой роли выучил русский язык.
Идут годы, но, кажется, над юной и женственной Верой Глаголевой время не властно. Возможно, секрет в том, что она ни секунды не сидит без работы. И хотя ее неженский характер по нраву не всем, Глаголева, как настоящий боец, продолжает играть в мужские игры.
Подробнее в сюжете: Биографии и жизнеописания
Читайте также: