Уже к 11.30 пятницы напротив Театра эстрады на Берсеневской набережной в Москве начали собираться колоритные персонажи в шикарных пальто, дорогих костюмах, шляпах и темных очках – с восточным шиком. Поводом для собрания цыган стала не неприятная история в Плеханово, а Международный день цыган, который по традиции отмечается как День памяти жертв фашизма.
Об этом действительно говорят не часто – в годы Второй мировой войны помимо русских, поляков, евреев и представителей всех народов СССР погибли сотни тысяч цыган. С цыганами фашисты поступали зачастую с особой жестокостью: свидетельства об этом остались в Освенциме, Треблинке, Бухенвальде, Дахау и других концлагерях. Спустя 71 год после окончания Великой Отечественной почтить память своих предков пришла, конечно, цыганская элита. Несколько недолгих речей, панихида по погибшим – и на зеркально гладкую поверхность Москвы-реки опустили венки и свежие гвоздики...
О СТЕРЕОТИПАХ И КРИМИНАЛЕ
Надежда Деметер, доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ
– Этот митинг мы делаем уже более 10 лет, это хороший повод вспомнить трагедии, которые абсолютно не замечены миром. В ВОВ погибло более 600 тысяч цыган, сотни тысяч молодых были стерилизованы – и никто об этом не говорит. Говорят только о Холокосте. Мы договорились с цыганами во многих странах, что 8 апреля проходят не только манифестации, лекции, круглые столы, праздники, но и обязательно уделяется время этой проблеме. Мало того, никто не говорит о том, что цыгане отстаивали Россию так же, как и представители других народов. Были цыгане-артиллеристы, конники, пехотинцы, летчики, очень много цыганок было на фронте, они помогали раненым выжить. А сколько артистов выступали на передовых! Нужно об этом говорить, чтобы люди говорили не только о негативе в отношении цыган, как девять из десяти заявляют, что – наркоторговцы. Хотя эта проблема вообще цыган не касается, это проблема общероссийская.
8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся I Всемирный конгресс, на котором был создан Международный союз цыган (International Romani Union). Сегодня IRU объединяет цыган из 42 стран мира. Кстати, сами цыгане предпочитают, чтобы их называли романами.
По статистике в Москве проживает три тысячи цыган, я думаю, что их около 10 тысяч. По России считается – 200 тысяч, но смело можете умножать на четыре. Так сложилось, что очень часто цыгане при переписи не указывают, что они цыгане. По миру – такой же разброс, цыгане со статистикой не дружат – от 12 до 18 млн. Это больше чем все население Норвегии или Швеции. Цыгане – православные люди, они приняли православие в XII веке и с тех пор проповедуют христианство в любых формах. Часть православные, часть – католики, очень небольшая часть, которые были под влиянием Османской империи, стали исповедовать ислам. Но в основном православные, поэтому самые главные праздники для цыган – это Рождество, Пасха и вот 8 апреля еще.
Сегодня у нас три главных цели. Первое – повышение уровня образования основной массы цыган. Это, слава Богу, уже сдвинулось с места, очень многие дети учатся в вузах. Второе – изменение имиджа цыган в стране и в мире. Третье – нельзя допускать сноса домов в цыганских поселках по всей стране. Это происходит, потому что цыгане не зарегистрировали землю под строительство своего дома, хотя все имеют регистрацию и живут там по 60 лет, все – граждане России, а не гастарбайтеры. Это граждане РФ, которых мы просто оставляем без крыши над головой. Я понимаю, что нельзя жить незаконно, но надо помочь им жить законно, легализовать жилье. Так, наличие регистраций в домовой книге не помешало в 2005 году снести весь цыганский поселок в Калининграде подчистую, потому что кому-то была нужна их земля. Как только я начинаю заступаться, мне говорят – все правильно, они это заслужили, они же торгуют наркотиками. А статистика говорит совсем другое, но ее никто не видит, не слышит и не хочет знать. Есть стереотипы, как, например, в провокационном, страшном, противном фильме «Бремя цыган». Да у нас во всей России столько цыган нет, сколько автор показал сидящими в тюрьме. Так и глава МВД по Тульской области Сергей Галкин говорил, что ситуация в Плеханово была намного лучше, чем в других районах Тулы. Что там нет никакого криминала.
РОМАНО РАТ – КРОВЬ ЦЫГАНСКАЯ
Адвокат Александр Анатольевич Молчанов
– Почему я здесь? Потому что, во-первых, я цыган, романо рат – кровь цыганская. Во-вторых, история народа поддерживается всяческими методами и способами, один из насущных вопросов – это сохранение этнической, ведической и другой памяти. Самое главное – мы те, кем мы себя ощущаем. До тех пор, пока мы будем себя идентифицировать как представителей очень древнего народа, до тех пор мы и будем тем, кто мы есть на сегодняшний день. И неважно – рабочие это, колхозники, юристы, врачи, преподаватели или элита цыганская.
Я думаю, что молодое поколение пройдет очень непростой и длительный путь и развития, и осознания многих вещей. Он всегда был осложнен историческими коллизиями, но сегодня цыганам жить очень тяжело. Стало намного сложнее достойно выживать, чем это было при советской власти. Более или менее комфортные условия для жизни все-таки были в СССР в 1960-1970-х годах. Сегодня никто никому не нужен, и цыгане в том числе. Сегодня надо озаботиться вопросом о выживании этой исторической общности людей.
Я думаю, что корневая основа цыганских жанров будет сохранена. Вся эта пена псевдоновизны уйдет, останется настоящее. Я все-таки думаю, что цыгане сумеют сохранить свою основу во всех проявлениях, в том числе в вокальном и хореографическом искусстве... То, что я сейчас вижу, внушает опасения именно за сохранение настоящей цыганской идентичности, в том числе культуры, как части ее.
ПРО ГЕНОЦИД
Анэтт Галактионова, доцент на кафедре государственного муниципального управления
– Согласно планам гитлеровской Германии, цыгане объявлялись «нежелательными» и подлежали полному уничтожению. Так, в селе Сусанино Ленинградской области погибла семья Ильинских. Немцы заживо закопали 35 человек, включая маленьких детей и стариков. Очень много цыган погибло в Смоленске. К сожалению, официальных документов до нас дошло очень мало, к примеру, справка об эксгумации двух могил в селе Александровка Смоленской области, где стоит монумент памяти. Всего было идентифицировано 176 трупов, но, по данным свидетелей, цыган там погибло гораздо больше. Когда немцы отступали, они уничтожали все документы, подтверждающие факт геноцида, поэтому данные сильно разнятся.
По всей Смоленской области погибло несколько тысяч цыган, там было очень много цыган до войны. Они жили оседло, были цыганские колхозы. Очень много человек погибло в лагере-передержке в Рославле, куда свозили население со всей области. Но, если русских отправляли в Германию, цыган, как правило, расстреливали на месте. Очень много цыганских таборов было просто задавлено танками, расстреляно во рвах или закопано живьем – в целях экономии патронов. По разным данным, за годы Второй мировой войны было уничтожено 90% цыган в Европе и около 70% цыган, населявших бывшие республики СССР. День геноцида цыган отмечается 2 августа.
...И НЕМНОГО О ШОУ-БИЗНЕСЕ
Солист группы «Корни» Александр Бердников
– Я цыган по национальности. Сегодня я приехал вспомнить о том, сколько цыган погибло во время ВОВ, прежде всего. Во время этой войны погиб и мой дед. Это важнейший праздник для нас, поскольку очень мало на сегодняшний день в СМИ говорят хорошего и позитивного о цыганах – в основном только негативные вещи. Поэтому хочется больше светлого, хорошего, доброго. Этот праздник объединяет нашу нацию, и я хотел бы, чтобы в России люди помнили, что цыгане тоже стояли плечом к плечу с другими во время войны. Не могу сказать, что в Москве очень сплоченная цыганская диаспора. Поэтому меня удивило, что много людей собралось, с каждым годом – все больше и больше.
Я учился в ГИТИСе у профессора Георгия Николаевича Жемчужного. Это был единственный в мире цыганский курс, и, естественно, я пою на цыганском языке. Я считаю, что уж что-что, а культура цыганская, цыганские песни, романсы, игра на гитаре и танцы – это nomber one в нашей прекрасной стране.
Мария Аль-Сальхани