Меня часто спрашивают, куда же можно пойти с детьми вообще с детьми и отдельно со школьниками, на те произведения, которые проходят в школе. У меня даже есть знакомая, у которой такое правило: сперва она сама идет и смотрит спектакль, так сказать, проверяет на себе и только уж потом с сыном, говорит культурный обозреватель «МИР 24» Григорий Заславский.
Мы же говорим про школьную программу. Так вот начал бы я с Малого театра. И это никакой ни пиетет перед старейшим театром России, одним из самых известных в нашей стране и в мире. Нет. Здесь, действительно, когда обращаются к классике, к произведениям даже из школьной программы, здесь, во-первых, задействуют «первых» актеров, это может быть «Недоросль» Фонвизина, это может быть «Горе от ума» Грибоедова, но в постановках играет и Соломин, и Полякова, и все самые, кто составляет цвет этой труппы.
Сразу скажу в Малый театр можно идти безбоязненно. И на «Ревизора», и на «Горе от ума», и на «Недоросля» Фонвизина, важно, что в Малом играют все, как у драматурга написано, но благодаря совершенно выдающейся труппе и игре актеров, за которыми наблюдать одно удовольствие, от этого внимательного отношения к авторскому тексту и подтексту, спектакли здесь не становятся скучными. У меня язык не повернется сказать, что здешний «Недоросль» – это какая-то театральная рутина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Астане поставили «Мадам Баттерфляй» с 3D-размахом
Честно говоря, здешние «Горе от ума» и «Ревизор» вообще одни из моих любимых спектаклей, их смотришь и понимаешь, что эти спектакли действительно про конфликт человека с любой властью, будь то XIX век, или XXI. Например, в «Горе от ума» режиссера Сергея Женовача обнаруживаешь, что и у Фамусова есть своя правда, по крайней мере, в той форме, как его играет Юрий Соломин.
Говорят, до сих пор не кончились споры о том, можно ли сказать, что Римас Туминас поставил в Театре Вахтангова настоящего пушкинского «Онегина». По мне, так на него можно идти безбоязненно, хотя, обратите внимание, на афишах стоит возрастное ограничение 16+. Это хитрость театра, которую придумали, чтобы не водили на спектакль классами. Пользы от таких походов никакой, только шум в зале, а вот с родителями – пожалуйста, приходите, никто не запретит.
Когда моя дочка была на «Онегине», она позвонила и сказала «папа, тут Малахов!». Я ей не поверил и перезвонил директору театра. Т от подтвердил, что да, позвонил Малахов и попросил билетик. Конечно же, для школьников это было серьезным аргументом в пользу того, что спектакль нужно досмотреть до конца. «Онегин» – это, конечно, же сложный спектакль Римаса Туминаса. Там много чего, не как у Пушкина, но это попытка понять классика сегодняшними глазами. Читать Пушкина после этого нужно обязательно, а этот спектакль – замечательное дополнение к школьной программе.
Тема школьных сочинений редко формулируется в целом по произведению, обычно выбирается определенная тема, и, исходя из этого, я бы обязательно пошел и посмотрел спектакль Камы Гинкаса, который умеет вытащить из Достоевского какую-то очень интересную тему. Например, посмотреть обязательно его спектакль, который недавно вышел, который называется «По дороге в». Это по «Преступлению и наказанию», и играется он на новой, недавно открывшейся площадке под названием «Игры во флигеле» в ТЮЗе.
Подробнее в сюжете: Театр