Два года назад весь мир все прогрессивное человечество торжественно отметили 450-летие со дня рождения Шекспира, а в этом году пришло время отметить другую, не менее круглую, хотя и печальную дату: ровно 400 лет тому назад Великий Бард покинул наш мир.
Конечно, к таким юбилеям всегда подгадывают премьеры его великих пьес, но одновременно такие круглые даты – всегдашний повод в очередной раз поговорить на тему, был ли Шекспир? Шекспир или Шакспер, или все пьесы были написаны философом Бэконом, или их автор – Роджер Мэннерс (пятой граф Рэтленд)…
Источник сомнений известен и даже понятен: от всего Шекспира нам осталось два его автографа, написанные явно не самой уверенной рукой, да завещание, в котором расписано все и подробно, вплоть до самой последней табуретки, но ни слова об авторских правах и пьесах. Гипотеза красивая и даже убедительная, тем более что некоторые из потенциальных авторов в отличие от реального Шекспира бывали и в Дании, и в Венеции, где разворачивается действие шекспировских пьес, а кое-кто даже учился в университете с Розенкранцом и Гильденстерном, которые выведены как друзья Гамлета в одноименной трагедии.
Но тут самое время вспомнить слова одного из героев Шекспира: все ясно ревности, а доказательств нет. И точь-в-точь, как Отелло вовсе не нужны были доказательства виновности его верной Дездемоны, так и тем, кто не хочет верить в скучную версию скучного писателя – им тоже не нужна эта правда. Хочется авантюрного сюжета, в духе тех плутовских романов, которые вошли в моду вскоре после смерти исторического Шекспира, то есть как раз примерно 400 лет тому назад.
Григорий Заславский
Подробнее в сюжете: Театр