Экологическая катастрофа в молдавском селе Лунга - ровесница чернобыльской. Там воду нельзя не то что пить, но даже поливать ей огород. В ней – керосин, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Вида Недова.
Огонь такой водой точно не потушить. Она и сама хорошо горит. Достаточно поднести спичку и вспыхнет пламя. Керосин отравляет жизнь в селе Лунга уже 30 лет.
«Раньше вода здесь была чистая, вкуснее, чем та, которую качают из-под земли и продают в бутылках. А теперь - не дай Бог эту воду пить. Я уже и забыл, сколько лет назад ее пробовал. Вода начала портиться еще в советское время, тогда мы начали чувствовать примеси», - говорит житель села Лунга Анатолий Цопа.
В километре от села - бывший военный аэродром. Это он стал виной техногенного катаклизма. В советское время на авиабазе в Мэркулештах базировался истребительный полк. Он охранял южные рубежи Советского Союза. Горючее там всегда было в избытке. МИГи тратили по 150 тонн керосина за одну летную смену.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Австралийский депутат сжег реку
На территорию авиабазы топливо возили по железной дороге эшелонами еженедельно в течение полувека. Специалисты предполагают, что именно оттуда и произошла утечка. Правда, в каких объемах и как долго керосин отравлял грунтовые воды в этих окрестностях, ответить точно по сей день никто не может.
Виктор Гайчук - в прошлом министр обороны и военный летчик. У него особое мнение, он считает, что разовой утечки горючего быть не могло. Скорее всего, керосин попадал в почву из топливных резервуаров, которые были закопаны в земле.
«Допустим, каждый месяц из 400 тонн не хватало 10 тонн. Могли спохватиться, заметить, что что-то происходит, а могли и не спохватиться. Более вероятно, что где-то была постоянная утечка. Топливо уходило в землю, а никто не обращал внимания и не принимал меры», - считает Гайчук.
Сколько утекло керосина в недра села Лунга - не знает никто. В Минэкологии предполагают, что речь идет о тысячах тонн. В некоторых местах концентрация топлива достигает почти 50%. То есть в одном ведре, поднятом из колодца, половина - керосин.
Чтобы ограничить доступ жителей к огненной воде, местная администрация решила закрыть часть колодцев. Ведра и цепи сняли, повесили предупреждающую записку о том, что вода из колодца непригодна для питья и запрещена для использования.
Несколько лет назад в Молдову пригласили чешских специалистов. Они начали проект по очистке колодцев и воды.
«Так как керосин легче воды, он остается наверху. Вода профильтровывается через три отсека и уходит обратно в дренаж, в землю. Уже отделенный керосин оставляем некоторое время отстаиваться. Затем сливаем в ведро уже чистый керосин», - говорит сотрудник очистной станции Николай Курков.
Бочки с керосином отвозят на тот же аэродром, где и произошла утечка. Топливо находится под охраной военных. Что делать с горючим - в Кишиневе еще не решили. Сельские власти, тем временем, не прочь подзаработать. «Мы ищем покупателя, кому нужен керосин. Керосин чистый, но желающих его купить пока нет», - отмечает мэр села Лунга Галина Бурдужа.
Пока горючее мэрия раздает крестьянам бесплатно. «Нам, пенсионерам, сельсовет дает по пять килограммов керосина несколько раз в год, это что-то вроде надбавки к пенсии. Мы берем и поливаем уголь, дрова, чтобы огня в печке надолго хватило», - рассказывает пенсионерка Клавдия Киларь.
Недавно в село Лунга с проверкой приезжал министр экологии и надбавку к пенсии в виде керосина запретил, чтобы не было случайных пожаров. В знак солидарности с сельчанами Валерий Мунтяну попробовал воду из колодца. Позже признался, решить проблему получится нескоро.
«Мы думали, что сможем за год-два извлечь весь керосин, но это не получилось, потому что выкачивать его из наших черноземов очень трудно, так как керосин мигрирует их одного места в другое. Мы за ним следим и выкачиваем. После проведенных в 2016 году оценок оказалось, что нужно еще минимум 10 лет содержать технику и продолжать извлекать керосин из почвы», - признал министр окружающей среды Молдовы Валерий Мунтяну.
Чистая вода в селе Лунга - настоящее сокровище. Тем, у кого есть водопровод, она влетает в копейку - кубометр стоит в два раза дороже, чем в Кишиневе. Виталий Москалу экономит каждую каплю.
«Мы воду только пьем. А нам еще надо стирать, полить огород. Урожай может высохнуть, но я не поливаю землю, экономлю. В селе нет работы, я живу на пенсию родителей. Уже набрались долги за воду, за прокладку труб и установку счетчика. Конечно, с водопроводом лучше, чем с колодцем, но слишком дорого», - говорит мужчина.
У Валерия Шевченко водопровода нет. Единственный источник воды - отравленный колодец во дворе. Слой керосина на поверхности, по словам Валерия, составляет два метра. Чтобы пробиться к живительной влаге пенсионер опускает насос на 20 метров вниз. За сезон приходится менять насос 3-4 раза. На такой воде пенсионер готовит себе еду. С каждым годом его здоровье ухудшается. То ли из-за возраста, то ли от вредных примесей.
«К врачам обращался, но эту связь не установили, просто потому что уже возраст немаленький. Конечно, чувствую давление повышенное, желудок ненормально работает, вот такие изменения», - переживает Валерий.
Врачи признают, что токсины и яды керосина нарушают работу пищеварительной и нервной системы человека. Но взаимосвязи между здоровьем жителей села Лунга и отравленной водой никто не выяснял.
«Надо бы провести исследования. Но мы на районном уровне не можем их провести, потому что у нас нет современного оборудования и методик», - отметила главный санитарный врач района Флорешть Мария Одаджиу.
Пока специалисты пытаются хотя бы контролировать движение керосина под землей. Горючее уже вплотную подобралось к реке Рэут, которая тянется через пол-Молдовы.
Подробнее в сюжете: Программа Вместе