29 апреля весь мир отмечал Международный день танца. Чарльстон, тверк, контемпорари - эти танцы в разное время становились популярными. Корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Шарова несколько дней посещала уроки и теперь точно знает - чтобы три минуты достойно выглядеть на танцполе, нужно потратить месяцы, без специальной подготовки может получиться только танец маленьких утят.
Какая девочка в детстве не мечтала стать балериной? Изящно крутиться в невесомой пачке на сцене, срывать аплодисменты, слушать комплименты, склонив голову с аккуратным пучком в скромном поклоне. Или круто двигать всеми объемными частями тела, как хип-хопа дива? Короткие шорты, загар, как у Дженифер Лопес, и такие же формы. Или скручиваться в клубок, как звезда контемпорари данс? Танцевать босиком, как непревзойденная Диана Вишнева?
Прима-балерина Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ксения Рыжкова показала, как пользоваться пуантами. Жесткая основа называется «пятачок», это то, на чем стоят, танцуют, крутятся балерины, это то, что создает невесомое состояние. У маленьких девочек, которые еще не привыкли к занятиям, ноги очень сильно стираются в кровь, это надо перетерпеть. С возрастом, как правило, появляются мозоли. За один спектакль танцовщица сменяет минимум три пары туфель. Они размокают, теряют жесткость, поэтому работать в одних просто невозможно.
Обычно артисты балета начинают свой день со станка, с де ми плие! Балет - искусство не для слабонервных. Вот только послушайте, что говорят детям на занятиях.
«В школе нам говорят, чтобы мы икры выворачивали вперед и так же бедра, ляжки, чтобы бедра были выворотные, чтобы была красивая линия», - рассказывает Ксения Рыжкова.
Такое ощущение, что балерины - это девушки с других планет, у которых совершенно особым образом устроено тело. В Академии хореографии они учатся 8 лет, после этого выпускаются и идут работать в театр. Первый год они учатся разворачивать пятки, выправлять спину и лопатки – лопатки должны быть ровными, прямыми, плечи нужно всегда стремиться опускать вниз и как бы будто вы их направляете к копчику. Надо, чтобы спина была опущена, покатые плечи и вставленные лопатки. Тогда будет красивая балеринская осанка.
На уроки тверка приходят те, кто ищут приключений на свою... Девчонки зажигают, никто не стесняется. Это тот случай, когда размер имеет значение и чем формы больше - тем лучше. Казалось бы, что такого – берешь и крутишь, но нет, в этом танце задействовано очень много мышц.
На уроке среди тех, кому есть чем потрясти, и такие как я, не форматные, затесались. Вот студентка Валерия - стройная, белокожая. Одета, как хипстер, а не как хип-хоп-чика. Но танцует очень уверенно.
«Когда я танцую тверк, я чувствую себя сексуальней, раскованней, уверенней, настоящей женщиной, которая способна владеть своим телом и привлекать взгляды мужчин», - поясняет танцовщица тверка Валерия Берендя.
Тверк вошел в моду благодаря хип-хоп певицам Бейонсе и Риане. Но на самом деле это элемент африканской культуры, часть традиционных ритуалов и обрядов. С помощью таких, прямо скажем, провокационных движений дамы привлекали будущих мужей. У нас танец считается скандальным и при этом очень модным.
«Я могу научить трясти любой попой, но, конечно, больше возможностей у девушек с большой попой! Но научиться можно всему! Я считаю, что тверк полезен в быту, тазобедренный сустав становится более подвижным, находится тонусе, если танцевать аккуратно, то это может быть эстетично», - убеждена преподавательница тверка Алена Елина.
Переходим к контемпорари данс. Галина Грачева вместе с труппой «Балет Москва» получила «Золотую Маску» - главную театральную премию страны. Их постановку «Кафе Идиот» строгое жюри признало лучшей в номинации современный танец.
Контемпорари данс - то есть по-русски современный танец – пошел от Айседоры Дункан. Легендарная танцовщица первой начала ломать стереотипы и объявила, что исполняет «танец будущего» и все ее движения - естественное продолжение ее настроения. Так же и с современными танцовщицами. Сейчас, по словам Галины, в технику контемпорари включают много трюков, элементов из цирка и гимнастики.
Танцовщики контемпорари не летают по танцклассу как невесомые балерины, наоборот – они тянутся к полу. Но не сказать, что это легко. Тут важно уметь управлять не только своим телом, но и головой - с одной стороны надо все время думать о точности движений, включать воображение, с другой - постараться не бояться переносить весь свой вес на кости и суставы.
В свободное от театра время Галина преподает. Среди ее учеников есть и мужчины. Денис в обычной жизни инженер-конструктор, а после работы бежит в танцкласс.
«Это очень динамичный танец, он интересен, достаточно сложен и музыкален до безумия. Он позволяет телу отображать то, что дает музыка», - поясняет танцовщик.
А под предводительством Михаила Мазалова все желающие танцуют мазурки, вальсы и полонезы. Это репетиция, на балы же все приходят при параде - надевают костюмы точь-в-точь как в 19 веке. Студия работает с 1991 года. Все это время ей руководит бессменный Михаил Анатольевич.
«Девочка моя, вы можете поверить, что мне 76 лет? Все дело в том, что еще древние говорили: кто двигается, тот живет! Я всю свою сознательную жизнь двигаюсь», - говорит художественный руководитель студии «Политес».
Неважно, сколько тебе лет, танцуешь ты хип-хоп или предпочитаешь венские балы, главное - ничего не бояться и быть уверенным в себе. Ведь жизнь - гигантская танцплощадка, на которой нужно двигаться, чтобы чего-то добиться.