15:19 06/05/2016

Стиль предков: традиционный кыргызский костюм снова в моде

Серебряные монеты, причудливые узоры и яркие цвета. В старину кыргызские мастерицы создавали уникальные костюмы, которые были нарядными и практичными.

Суровые погодные условия и кочевой образ жизни повлияли на характер одежды. Все вещи были удобными и теплыми. Шили их в основном из войлока и шерсти. Богатые люди позволяли себе бархат, шелк и парчу.

Древние костюмы можно увидеть в Кыргызском государственном историческом музее. В древние времена одежда считалась роскошью, поэтому к ней относились бережно, и она служила годами. Некоторым нарядам несколько веков.

ЖЕНСКИЕ ХИТРОСТИ

В старину верхняя женская и мужская одежда были похожи. Например, безрукавка на подкладке, женщины надевали ее поверх широкого платья. Одежда незамужней девушки отличалась от одежды семейной дамы. Независимо от социального положения и региона проживания все женщины покрывали голову и носили длинные платья.

Секреты этнического стиля раскрыли корреспонденты программы «Путеводитель».

«Длинное платье связано с религией ислам. Оно такое широкое, чтобы было удобно вести хозяйство. Сверху надевали чыпкен разного цвета и головной убор - каляк. Это белая хлопчатобумажная ткань, которая очень легкая. Длина могла быть от 15 до 40 метров», - рассказала экскурсовод Кумушай Абашакирова.

Шлейф был не только украшением. В старину во время переездов его могли использовать, как пеленки для младенцев или в качестве савана. Такой головной убор носили только замужние женщины.

Почти каждое украшение в древности являлось оберегом. Например, накосники – изделие в виде длинных бархатных лент или серебряных цепочек, которые полностью закрывали волосы, кроме того, слегка оттягивало голову девушки назад, придавая ей грациозность.

Кыргызские женщины в основном носили серебро, кораллы и бирюзу. Эти камни обладают целебными свойствами. Таким образом женщины подчеркивали свою красоту и оберегали себя от болезней.

ГОВОРЯЩИЕ ДЕТАЛИ

Старинные кыргызские костюмы сохранились не только в музее. Известный модельер Татьяна Воротникова много лет коллекционирует национальные наряды. Ее уютная мастерская - настоящее хранилище уникальных старинных вещей.

«Самое интересное, что такие детали сейчас применяются у многих дизайнеров, - отмечает модельер, - например, использование другого цвета под планкой. Еще одна интересная деталь - отстрочки. Их делали, потому что вещь шилась на вырост».

Функциональность – главная особенность одежды кочевников. Поверх платья замужние женщины носили распашную юбку с широким поясом. От холодного горного воздуха могли спасти только теплые вещи. Поэтому мастерицы всегда пришивали войлочную подкладку в районе поясницы.

«Она могла очень легко сниматься. Ее можно было постелить на землю, когда были временные остановки, ее надевали как, если было холодно и дождливо», - говорит Татьяна.

Мастерица использует традиционный крой для своих работ, старинные орнаменты. Костюм многое мог рассказать о человеке. Тип ткани, узоры, украшения говорили о социальном статусе хозяйки.

Монеты вместо пуговиц – не просто атрибут декора. Раньше таким образом хозяйки хранили семейные сбережения. Сундуки были забиты текстилем, а все монеты и драгоценные изделия крепили на одежду, чтобы во время переезда ничего не потерять. С пуговицами было связано еще и древнее поверье.

«Когда женщина пришивали пуговицы, то каждую из них заговаривали на удачу, здоровье, счастливое замужество. Пришивались пуговицы в виде тумара. Тумар - это оберег», - пояснила Татьяна Воротникова.

Еще одна важная деталь в одежде – орнамент. Каждый узор имел свое значение. К примеру, круг символизировал солнце, треугольник - горы. Через вышивку передавали еще и важную информацию. Например, для этого кафтана из старого ковра туш кийиза вырезали небольшие детали, на которых вышила свое имя и год рождения. Такие послания были своеобразной летописью рода, которую передавали из поколения в поколение.

СОВРЕМЕННЫЙ КОСТЮМ

Если раньше национальные костюмы были в гардеробе старшего поколения, то сегодня картина кардинально изменилась. Одежда в этническом стиле стала трендом. Кыргызские модельеры используют элементы национального костюма в современных нарядах, чем приводят в восторг столичных модниц.

Ансамбль «Кыз Кыял» особое внимание уделяет кыргызским танцам. Для каждого номера шьют специальный костюм.

«Мы стараемся показать национальную одежду, традиции и даже движения в том виде, в котором они были в древности. Только так можно воссоздать настоящий танец, который исполняли наши предки», - считает руководитель танцевального ансамбля Айгерим Кадырбекова.

Жалын бий - танец огня. Колоритное, завораживающее представление. Каждое движение напоминает старинный узор. А национальный костюм подчеркивает красоту и самобытность древнего танца, и передает дух прошлого.