Алматы в годы войны стал главной съемочной площадкой Советского Союза. В столицу Казахской ССР эвакуировали сотни работников «Мосфильма» и «Ленфильма». Именно там, свои лучшие картины сняли Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. О том, как жили и работали в тылу, расскажет корреспондент телеканала «МИР 24» Кирилл Харламов.
Эту двухэтажку в центре города называют «лауреатник»: в 1941 году в Алматы эвакуировали знаменитых советских актеров и режиссеров. В этом доме жили Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Борис Бабочкин, Марина Ладынина и многие другие.
«Каждый пытался украсить свое жилище, и великая Любовь Орлова сама шила плафончики на люстру, тем самым внося декорирование в такие серые будни войны», - вспоминает Гульшат Айтиева.
Так Алматы стал центром кинематографии военного времени: красивая природа, теплая погода, а главное - столица Казахской ССР находилась далеко от линии фронта. Все это стало определяющим при выборе места для эвакуированных киностудий.
«Подселяли жителям города в квартиры, дома подселяли эвакуированных. Сорок тысяч человек», - говорит историк, сотрудник музея истории города Алматы Гульмира Билялова.
Снимали, прежде всего, военные фильмы - «Она защищает родину», «Воздушный извозчик», «Жди меня». Здесь были завершены и ранее начатые картины, например «Машенька» и «Котовский».
На этой площади режиссер Иван Пырьев снимал сцены фильма «Секретарь райкома». Виталию Энголи посчастливилось не только увидеть мэтра советского кино, но и поучаствовать в съемках.
«Был там построен полутораэтажный особняк, на котором было написано, то ли управа, то ли еще что-то. Так вот возле этого особняка при скопище людей вешали героя-партизана, роль которого играл Михаил Иванович Жаров, и нас, пацанов, пригласили сниматься в кино по 30 рублей за съемочный день», - рассказал Энголи.
Самой масштабной картиной, над которой работали здесь в военные годы, стала лента «Иван Грозный».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лица Победы: жители Алматы готовятся к акции «Бессмертный полк»
Режиссер Сергей Эйзенштейн настаивал: реквизиты и костюмы должны быть настоящими и соответствовать времени. Это и церковные одеяния, иконы, кресты. Даже чашу, из которой пьет яд царица, прислали из Москвы.
«Здесь снималось большое историческое кино, и снимал его теоретик, который думал обо всем - это и огромное количество зарисовок, как он строил мизансцену, как строился кадр, но и прежде всего смысловое наполнение», - отметила киновед Гульнара Абикеева.
После войны эвакуированные актеры и режиссеры вернулись в Москву и Ленинград. В Казахстане остались их ученики и коллеги: актеры, режиссеры Шакен Айманов, Мажит Бегалин, Габит Мусрепов. Их работа и послужила развитию казахского кинематографа.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано больше двух миллионов человек и более сотни предприятий.
Подробнее в сюжете: День Победы