Андрей Смоляков, народный артист России, многие годы играл разных ужасных и нехороших людей, хотя начинал-то он с очень даже положительного Маугли в одном из первых спектаклей первой студии Олега Табакова. С тех пор много воды утекло, неизменным остается то, что Смоляков, один из первых учеников Табакова, остается и одним из первых актеров его театра. За несколько часов до премьеры нового спектакля актер рассказал «МИР 24» все и о Кутзее, и о тех ролях в кино, которые он пропустил, пока репетировал спектакль, и о тех ролях в кино, которые не пропустил.
– Насколько я понимаю, это первое появление в театре литературы, прозы вот этого писателя Кутзее, который лауреат Нобелевской премии, но при этом до сих хор никому не приходило в голову, я грешен, не читал. Насколько для Вас это новая литература, новое имя?
Андрей Смоляков: Я тоже до того момента, пока Александр Марин не объявил о своем желании, это было озвучено лет шесть назад, я тоже не знал этого автора. Я как-то читал других нобелевских лауреатов.
– А шесть лет почему, на что были потрачены эти годы?
Андрей Смоляков: Наверное, я не открою никакой тайны. Эта роль предназначалась Олегу Павловичу. Олег Павлович – человек занятой, и поэтому это откладывалось, откладывалось, а за эти шесть лет и я состарился, и появилась такая возможность сделать это в таком составе.
– Вот этот роман Кутзее был написан в 1986 году, и сегодня он неожиданно особенно актуален. Вот сама ситуация, это нашествие варваров на Европу – она вдруг совсем прямолинейна. Вы старались от этого уйти или наоборот подчеркнуть?
Андрей Смоляков: «В ожидании варваров», я думаю, это просто игра слов, которая вдруг действительно легла на сегодняшний день. Там говорится о большем, нежели о том, какие люди ходят вокруг наших домов. Она более глубокая. Она о человеке в социуме, о том, как социум влияет на человека, как человек влияет на него.
– Не трудно играть два раза в день, такой очень плотный по эмоциям сюжета спектакль? Сегодня был днем прогон, а вечером еще один показ, я так понимаю, для пап и мам.
Андрей Смоляков: Я вот вчера, присев вот здесь на лавочке, подумал, что четыре спектакля я сыграю, но насчет пятого не уверен. Это счастье изматывать себя на сцене.
– От чего пришлось отказаться во время выпуска спектакля «В ожидании варваров»? Много ли работы упущено?
Андрей Смоляков: Ты должен сказать – много ли денег упущено? Две киноистории и один неплохой сериал.
Беседовал Григорий Заславский