Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в интервью телеканалу «МИР 24» рассказал об организации и проведении ЕГЭ в этом году.
- Как вы оцениваете готовность экзаменационных центров в этом году?
С.К.: Что касается пунктов проведения экзаменов, то они полностью готовы. Также хочу сказать, что никаких утечек экзаменационных материалов в интернет не было.
- Какие конкретные меры предприняты для борьбы с утечкой информации?
С.К.: Первое – мы изменили схему доставки экзаменационных материалов. До 2013 года включительно экзаменационные материалы доставлялись в органы управления образования, и были случаи вскрытия этих материалов до начала экзамена. Но уже второй год экзаменационные материалы доставляются Спецсвязью, и сами экзаменационные задания также хранятся на складах Спецсвязи. Это исключает утечки.
Также в этом году мы расширили число пунктов, в которых измерительные материалы печатаются непосредственно перед экзаменом – за 15 минут в присутствии школьников и организаторов. Это тоже исключает человечески фактор в экзаменационных материалах.
- Первый пробный ЕГЭ был проведен 15 лет назад, но до сих пор есть противники такого вида аттестации. Почему?
С.К.: Это было давно. Для этого и был проведен эксперимент – чтобы посмотреть плюсы и минусы. Но и тогда, и сейчас никто не возражает против того, что ЕГЭ дает возможность школьнику, не выезжая из своего поселка, города, где он живет, сдать экзамен. Кроме того, никто не возражает, что эти результаты засчитываются как вступительные испытания в вузы. Было много вопросы по поводу тестовой части, но сегодня ее уже нет в ЕГЭ по русскому языку, литературе, математике, информатике, географии, обществознанию и истории. То есть по семи предметам - по большинству – тестовой части нет. И сегодня ЕГЭ представляет ту контрольную работу, которую писали когда-то взрослые, но которая проходит в одинаковых для всех условиях, содержание соответствует государственным стандартам. И если школьник хорошо учился, готов к экзамену, то никаких проблем сдать ЕГЭ у него нет. Сегодня об этом ребята, которые набрали в свое время 100 баллов по литературе и географии, ярко рассказали: если учиться, то можно получить хороший результат.
- Есть информация, что в этом году в пунктах сдачи ЕГЭ в Москве дежурят психологи. Чем они могут помочь школьникам, и нужна ли такая поддержка?
С.К.: Любой экзамен – это определенный стресс, и если есть возможность предоставить психолога, мы это только приветствуем. Но для большинства школьников, которые уверены в себе, которые готовились к экзамену, рассчитывают на свои силы, ЕГЭ – это путевка в образование, которую они получают. Она позволяет объективно оценить знания и поступить в вуз или учреждение среднего профессионального образования.
Что касается волнения, то я рекомендую хорошо выспаться перед экзаменами, быть уверенным в себе, сосредоточиться, внимательно прочитать задания (возможно, не один раз) и выполнять их от простого к сложному.
- В прошлом году были некоторые нарекания по поводу технического оснащения ЕГЭ по иностранному языку. Какие меры предпринимаются для борьбы с ними?
С.К.: Мы впервые в прошлом году ввели устную часть по иностранным языкам. Такая необходимость и потребность давно была. Мы отрабатывали технологию. В целом в прошлом году экзамен по иностранным языкам прошел в нормальном режиме без сбоев. Но, как вы отметили, в некоторых пунктах определенные моменты были. Но сегодня пункты полностью готовы. Там, где это необходимо, проведена дополнительная наладка оборудования, заменены компьютеры, микрофоны, чтобы этих моментов не было в этом году.
- Проблемный вопрос. Неоднократно говорилось, что бич ЕГЭ – это так называемый ЕГЭ-туризм. Так, из Дагестана и Чечни дети приезжали со 100-балльными результатами. Но глава Миноборнауки Дагестана уже заявил, что в течение последних трех лет число ЕГЭ-туристов уменьшается. Какие меры Рособорнадзор предпринимает, чтобы повлиять на ситуацию?
С.К.: Уже второй год нет ЕГЭ-туристов в том понимании, о котором шла речь в 2013 году, когда специально из других регионов приезжали в Дагестан или другой регион СКФО, чтобы получить высокие баллы. Больше этого нет. Сегодня экзамен в каждом субъекте РФ, в том числе в Дагестане, Ингушетии, Чечне, проходит объективно. Я только что проехал все регионы СКФО, мы провели совещание перед экзаменами. Я вижу настрой на объективный экзамен.
Есть перемещения школьников, но по объективным причинам. Допустим, семья переезжает, военные. Но это не ЕГЭ-туризм. Хотя все эти случаи у нас на особом контроле, и во всех таких пунктах сдачи экзаменов присутствует наш федеральный общественный наблюдатель, который следит за порядком.
- Оправдывают ли себя проверочные работы, которые проходили в этом году?
С.К.: Всероссийские проверочные работы – это не новое явление. В свое время были так называемые министерские контрольные работы, которые проводились в школах по итогам каждого года по предметам. К нам обращались и представители регионов, и педагогической общественности с просьбами возродить. Поэтому было принято решение о проведении так называемых всероссийских проверочных работ в четвертом классе, и практику мы будем расширять и на другие классы.
В чем суть: задания разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Мы взяли три предмета (русский язык, математику и окружающий мир). Сами школы проводят контрольные работы, а по результатам смотрят, где есть учащиеся, которым нужна поддержка в пятом классе, где хорошо учатся школьники. То есть это дает возможность школе провести самодиагностику, чтобы работать с сильными и слабыми сторонами, которые есть у того или иного ученика.
- Новшеством этого года станет выборочный контроль при проведении тестирования в девятом классе. Каких результатов вы ждете?
С.К.: Мы ждем, что результаты будут максимально объективными, потому что мы понимаем: если ученик идет в старшую школы с высокими результатами, которые не подкреплены реальными знаниями, то потом возникает напряжение в отношении ЕГЭ. Поэтому важно после девятого класса объективно оценить знания школьника и дать ему возможность сориентировать. Поэтому для нас важно, чтобы итоговая аттестация девятых классов проходила максимально объективно.
Для этого мы выбрали несколько муниципалитетов в каждом регионе и смотрим совместно с представителями региональных министерств образования за ходом проведения Государственной итоговой аттестации. Потом эти результаты будем сравнивать с результатами других муниципальных образований.
- Какие еще нововведения планируются в ЕГЭ в будущем?
С.К.: Я бы не забегал вперед. Давайте дождемся результатов этого года, после чего обсудим вопрос. Я ежегодно провожу «горячие линии» по результатам ЕГЭ, будет работать электронный адрес, телефон, куда можно все направить предложения. Мы их обязательно аккумулируем, обсудим, и тогда уже до 1 сентября, если что-то нужно будет усовершенствовать, обязательно объявим.
У нас по сравнению с прошлым годом серьезных изменений нет. Минимальные баллы на уровне прошлого года. Мы считаем, что должна быть стабильность, она очень важна в экзамене. Этого принципа мы у будем придерживаться в дальнейшем.