11:43 05/06/2016

Был или не был? Неизвестный Шекспир

Мы привыкли с размахом праздновать дни рождения и юбилеи, но когда речь идет о бессмертном Шекспире, не менее грандиозно празднуют и годовщину его смерти. От Лондона до Камчатки – весь мир в этом году отмечает 400-летие с того дня, как не стало великого драматурга. До сих пор с его именем связано множество загадок. Главная из них – а существовал ли Шекспир на самом деле? На этот вопрос попытались ответить и сотрудники Московского музея иллюзий. Свою новую выставку они посвятили легендарному Барду. Был или не был Уильям Шекспир, попыталась узнать корреспондент «МИР 24» Екатерина Рогальская.

А не пора ли нам замахнуться на Шекспира, подумали создатели выставок-иллюзий. И замахнулись! Да так, что в итоге придумали не только интерактивную экспозицию, посвященную творчеству драматурга, но и предложили посетителям отгадать загадки, связанные с его персоной. Был или не был обычный паренек из Стратфорда-на-Эйвоне создателем 37 бессмертных пьес – вот в чем вопрос.

«Есть очень сильные течения. Это «рэтлендианцы», который поддерживают версию о том, что граф Рэтленд был автором «Гамлета». И версию «оксфордианцев», что Шекспир был граф Оксфорд, особенно ранние произведения, потому что не мог же Шекспир в 14 лет написать Генриха VI. Но тут есть другая версия: а вдруг мог? Если был гением, то мог», – говорит автор идеи Мария Милютина.

Основная часть экспозиции находится в подвале особняка Салтыковых-Чертковых 17 века. Там приглушенный свет, бесконечная анфилада арок, скрипучие лестницы. Вот-вот тень отца Гамлета вылетит из-за поворота.

Чтобы еще больше погрузить зрителей в Средневековье, в одном из залов разместили так называемый «орган запахов». Там можно вдохнуть ароматы 12 шекспировских пьес. Здесь «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» и знаменитый «Гамлет».

Но и тем, кого больше занимают не выдумки, а факты, на выставке тоже будет интересно. В одном из залов создатели поместили точный макет знаменитого шекспировского «Глобуса». Легендарный круглый театр был построен на средства труппы актеров, к которой принадлежал и Уильям Шекспир. Сцену и места для знати можно разглядеть во всех подробностях. Основная часть зрителей – это все-таки простой народ. Они покупали стоячие места за два пенса. Эти деньги, кстати, лондонцы могли потратить на газету, упитанную курицу или фунт дорогого мыла.

«Для нас это возможность соприкоснуться с театром конца 16 века. Вот там есть окошечко для зрителей. Если здесь посмотрите, вы почувствуете себя зрителем конца 16 века. И у вас появится ощущение, как это все работало, где располагался амфитеатр, партер. Играли только при дневном свете – последний спектакль шел в 4 часа дня. Спектакли были долгие, зрители ели, грызли фундук, яблоки. Туалет располагался где-то здесь. В общем, жизнь была грубая, но возвышенная с точки зрения духа», – поясняет автор идеи Мария Милютина.

Один из залов посвятили королеве Елизавете, первой большой поклоннице театра и, в частности, пьес Шекспира. Художники и костюмеры кропотливо и с большой точностью восстановили несколько ее нарядов.

Организаторам в смелости не откажешь: они решили показать дом драматурга. Причем, из мебели демонстрируется не писательский стол, а кровать самого Шекспира, на которой он должен был поместиться вместе со своей супругой. Средневековый антураж воссоздали в натуральную величину.

Как говорят создатели выставки: не так важно, кем был Шекспир – важно, что от него осталось. И если посетитель лишний раз откроет «Гамлета» или «Короля Лира», значит – работали не напрасно.