<script async custom-element="amp-youtube" src="https://cdn.ampproject.org/v0/amp-youtube-0.1.js"></script>
Стремление делать что-то своими руками – одна из базовых потребностей человека, даже несмотря на полную оторванность от земли жителей мегаполисов. Одно из популярных увлечений современной городской молодежи и традиционных занятий более старших горожан – выращивание растений в городских условиях. Отчасти это связано с боязнью употребления напичканных химикатами продуктов, отчасти – с высокими ценами.
Итак, почему бы не начать выращивать помидоры черри в собственном мини-огороде на балконе? Как мы узнали, увлечение агрокультурой может развивается несколькими путями...
Когда-то, во времена СССР государство выдавало москвичам небольшие клочки земли на окраинах города под огороды.
В 2016 году московское правительство, которое старается быть в тренде, запустило проект «Дача в большом городе». В его рамках в Перовском парке появились нарядные клумбы с овощами и пряными травами. Принять участие в посадке могли все желающие. Теперь в парке произрастают огурцы, кабачки, помидоры черри, укроп, петрушка, морковка, зеленый салат, редис, щавель, земляника, а также базилик, мелисса, шалфей, ромашка и душица. Во время посадки участники акции могли пометить свои кустики флажком, чтобы потом забрать растение или его плоды себе.
Автор проекта «Дача в городе» Богдан Гричук – замдиректора Перовского парка по культурно-массовым мероприятиям:
– Эта идея не нова, подобное делали, насколько я знаю, в парке Горького в рамках проекта «Зеленая школа», а в Европе уличные городские огороды – это очень популярная история. Самый известный подобный проект был осуществлен в Берлине и называется Prinzessinnengarten («Принцессиненгартен»). Люди объединились и посадили огород на месте какого-то пустыря. Этот проект носит социально-просветительскую функцию, он объединяет людей, которые могут заняться чем-то вместе, познакомиться, покопаться на грядках.
– У нас нет задачи вырастить тонны урожая, это, скорее, игра. Если что-то вырастет, люди смогут забрать это домой и съесть. А пока куратор проекта Ольга Лопатина регулярно приезжает и проверяет посадки.
Философия в том, что люди в большом городе оторваны от земли. У них есть потребность ручного труда. На мастер-классы, на которых можно делать что-то своими руками – копать, пилить, строгать всегда выстраивается очередь. Так и здесь. Мосгорпарку проект очень нравится, поэтому я не удивлюсь, если он со временем будет расширяться. Мне кажется, что это хорошая история, не требующая больших вложений, зато дающая и эстетический, и просветительский результат.
Аспирант Института философии РАН Андрей Гасилин:
– На мой взгляд, это такая серьезная иллюзия, что мы вошли в цифровую эпоху, что у нас теперь постиндустриальное общество. Эту иллюзию начали раскручивать где-то с 80-х годов прошлого века, когда возникло само понятие постиндустриального общества, общества высоких технологий. Предполагалось, что это общество делает акцент не на производстве продукта, а на производстве знаний, производстве информации.
Чем по большей части сейчас занимается городской житель? Он сидит и копается в бумажках или набивает что-то на компьютере. Он производит информацию. С появлением конвейеров (начало ХХ века) производство стало слишком фрагментарным, и человек перестал понимать, какова его роль в конечном продукте. То есть в классической ремесленной культуре человек видит взаимосвязь с вещью. Он произвел вещь, и она – его часть. Когда человек встает за конвейер, он не может идентифицировать себя с этой машиной, и пропадает весь смысл того, что он делает. Но человек – существо биологическое, его невозможно просто взять и выписать из природного контекста. Ему хочется делать что-то руками - что-то вещественное, предметное.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Общество потребления: живи, чтобы покупать, или покупай, чтобы жить?
Человек – это, в первую очередь, животное, и есть разные способы сублимации его анималистической сущности. Но абсурд заключается в том, что чем более цифровым, якобы независимым от природы становится общество, чем культура более абстрактна и оторвана от своих корней, тем больше у человека, в его коллективном бессознательном, скапливается природных позывов, которые воплощаются в том числе в агрессию. Агрокультура – один из способов «сливать» эти эмоции.
Один способ реализации своей нативной, природной энергии – это нью-эйдж, увлечение йогой и здоровым питанием. Почти все субкультуры так или иначе сублимируют взрывную энергию, которая накапливается. Даже сугубо урбанистические, вроде скинхедов - только это агрессивная сублимация, через насилие.
В Италии очень гармоничная площадка для реализации таких потребностей была воплощена в концепции агротуризма. В 70-е годы фермеры предоставляли свои фермы всем желающим на выходные, чтобы те отдохнули от офисно-конторского производства и делали что-то на земле. Сейчас эта концепция окончательно «оцивилилась» – существует целая индустрия агротуризма. В Италии она поставлена на широкую ногу, под агротуризм выделено огромное количество площадей. Ты просто бронируешь номер в местном отеле и приезжаешь в деревенскую глухомань, где тебе не нужно работать – ты просто живешь на лоне природы. В скандинавских странах идет большой редизайн концепции самого офисного пространства. Все больше решений, чтобы человек не сидел целыми днями, а еще стоял, ходил - одним словом, чувствовал мышечную нагрузку.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Смертельная мода: как на нас влияет наша одежда
В довольно интересную сторону сегодня развиваются скандинавы. С одной стороны, это социализм, с другой стороны – это нативный социализм, то есть с акцентом на природу. Правда, есть интересная тенденция, связанная с активной деиндустриализацией Европы. Все машиноемкие производства в конце ХХ века стала уходить на Восток – в Китай, Сингапур, Южную Корею. И Европа стихийно стала возвращаться к аграрному хозяйству. Во Франции, Италии, Испании индустрии осталось довольно мало. В основном, как в конце XIX века, большая часть людей занимается аграрным бизнесом, особенно в Испании. Очевидно, в первую очередь эти страны беспокоит экология. Но если рассматривать не Европу отдельно, а весь мир в целом, получается, что проблемы экологии одних стран решаются за счет проблем экологии других.
Эти разговоры о постиндустриальном, технологическом обществе работают в общем-то только для стран Европы. На Востоке общество вполне индустриальное, модернистского типа, и имеется четкое разделение на уровне мирового сообщества. Есть некий привилегированный класс государств, в которых замечательная экология и культура, а есть мировой «пролетариат», который и производит весь мировой продукт. И мы приходим к ситуации, о которой любит говорить философ Славой Жижек, что все эти альтруистические человеколюбивые проекты, которые провозглашаются в Европе – прикрытие для хищнической политики по отношению к странам Востока...
Славой Жижек об экологии:
Выращивать овощи на улице такого города, как Москва, дело непростое и не самое благодарное. Во-первых, непонятно, насколько безопасно для жизни будет есть эти растения. Во-вторых, неизвестно, как спасать грядки от сигаретных окурков, мусора и разграбления. Во избежание проблем многие россияне начинают выращивать помидоры и огурцы прямо у себя в квартирах. Если на балкон поступает достаточно солнца, то специальные комнатные саженцы дадут свои плоды и так. Если условия не совсем подходящие, а поедать домашнюю клубнику и зелень хочется круглый год, люди вооружаются специальными лампами и гроубоксами.
Гроубокс – по сути шкаф для выращивания растений, оснащенный системами освещения и вентиляции. Можно купить готовый гроубокс, но дешевле сделать его своими руками. В интернете существует множество пособий, в том числе видео-, которые рассказывают хитрости создания такого комнатного «парника». Урожаи, которыми хвастаются такие квартирные агрономы, впечатляют. Некоторые люди умудряются выращивать в квартирах даже лесные грибы, но дело это трудоемкое и подходит все-таки для фанатов.
Одно из излюбленных москвичами мест в городе – «Аптекарский огород», он же Ботанический сад МГУ. Это самый старый ботанический сад в России, он был основан в 1706 году Петром I. Как рассказывал «МИР 24», сначала там начали выращивать и заготавливать лекарственные травы, а также – обучать будущих врачей в «алхимических казенках», то есть аптечных лабораториях. Так и появился «Аптекарский огород». В 1805 году император Александр I приказал выкупить огород Императорскому Московскому университету, ну а в конце-концов эта земля перешла МГУ. Многое было уничтожено во время пожара 1812 года, однако и сегодня Аптекарский огород радует богатой коллекцией растений – там есть дендрарий, вересковая горка, тропические, в том числе хищные растения, сад лекарственных трав и многое другое.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ город в городе: прогулка по Ботаническому саду МГУ
Благодаря такому обилию растительности в отдельно взятом уголке Центрального округа Москвы воздух совсем иной. В огороде проходит множество экскурсий, фестивалей и мастер-классов, например, по уходу за растениями-хищниками и созданию икебаны. Посетителям регулярно бесплатно раздают цветы, яблоки и тыквы, выращенные местными ботаниками. А еще одна достопримечательность – местные коты, которые, кстати, недавно коварно слопали урожай бананов. Правда, за проделки четвероногим ничего не грозит – по легенде они происходит от котов, подаренных огороду самим Петром, поэтому за котятами стоит очередь.
Еще одна большая площадка по выращиванию растений в черте Москвы принадлежит Тимирязевской академии. По словам специалистов вуза, сажать на полях стараются то, что не накапливает нитраты, например, свеклу и морковку. Ну, а что касается приобщения к земле малышей, этим летом в Сиреневом саду должен появиться детский огород. Выращивать растения детей также могут научить в Зеленой школе парка Горького и в школе «Садик-огородик» в парке «Кузьминки».
Мария Аль-Сальхани