Повысить иммунитет, победить рак или найти залежи нефти и газа. Кто они, люди, которые сегодня двигают российскую науку? Накануне награждений корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели встретилась с некоторыми лауреатами, чтобы понять, за что же вручают государственные премии.
Ученый с мировым именем Эрик Галимов не успевает подходить к телефону. Поздравления сыпятся одно за другим. Позвонили даже те, с кем еще недавно академик открыто конфликтовал. Но сегодня все не в счет – повод особый: все-таки государственную премию вручают не каждый день.
Здесь в кабинете, где работал сам Вернадский, Эрик Галимов почти как дома. Он – автор собственной теории зарождения жизни. К разговору о науке обстановка располагает.
«Когда Лапласа, такой физик, математик большой, он жил при Наполеоне, когда Наполеон его вызвал и сказал, чтобы он ему рассказал, как устроена Солнечная система. И Лаплас стал ему рассказывать, как солнце вокруг, гравитация и так далее. Наполеон ему говорит: помилуйте, а где же Бог здесь? А Лаплас отвечает: Сир, я в этой гипотезе не нуждаюсь. Мы занимаемся тем, что мы отодвигаем эту гипотезу. У нас есть механизм, который совместим с физикой и который, в принципе, может привести к тому, что мы называем эволюцией жизни», – говорит академик, научный руководитель Института геохимии и аналитической химии имени В.И.Вернадского РАН Эрик Галимов.
Но высокую государственную награду геохимик Галимов получил за теорию изотопного происхождения в нефтегазовой геологии. С ее помощью удалось обнаружить большие залежи полезных ископаемых в Западной Сибири.
Принцип простой – вещество, добытое в определенном месте, раскладывается на изотопы. По сути, это код, по которому можно определить, сколько здесь газа, какого он качества и на какой глубине залегает. Настоящая научная революция.
«Вот раньше думали, что газ этот образовался глубоко очень. Значит бурить надо глубоко, глубокие скважины. Это дорого, нужно вкладывать большие деньги в это. А оказывается, благодаря изотопам нашим было показано, что нет, этот газ неглубокого залегания. Не надо бурить глубоко. Вот сэкономлены миллиарды рублей», – поясняет академик Галимов.
В свои 79 лет академик Галимов в строю. И теорией изотопов его интересы не ограничиваются. Освоение Луны и Марса еще одно направление, которому ученый верен много лет. И тут – столько планов!
«Луна может быть главным космодромом. Не с Земли запускать каждый раз преодолевая гравитацию, а с Луны. Это будет гораздо дешевле. Тогда на Луне построить космодром. Но тогда космодром там будет хорошо, если часть производства перенести на Луну. Луна богата железом, богата титаном. Можно наладить соответствующее металлургическое производство и использовать их для конструкции ракет, а потом лететь в дальний космос», – считает лауреат госпремии Эрик Галимов.
Научные полеты – смысл жизни и для другого академика, Евгения Свердлова. Его тоже сегодня наградили в Кремле. И это вторая его государственная премия. Первую ученый получил 35 лет назад.
А все могло быть иначе. Еще в юности Свердлов мечтал стать военным. Но в Суворовское училище не пустила мать.
«И правильно сделала. Из меня никогда не получился бы ни полковник, ни генерал, и кончил бы я в лучшем случае капитаном. Потому что эта дисциплина, которой нужно безоговорочно повиноваться, не соответствует моему внутреннему строению», – говорит академик, руководитель лаборатории структуры и функции генов человека Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН Евгений Свердлов.
Вместо этого безоговорочно повинуется биохимии. Цель – победить рак. Этому, говорят коллеги, он посвятил всего себя.
«Про Евгения Давыдовича я могу сказать – ум, честь и совесть. Потому что это человек уникальный. Увлеченность наукой и лечении ей сотрудников», – отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории структуры и функции генов человека Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН Галина Монастырская.
А изобрел Свердлов собственный метод воздействия на раковые клетки.
«Запускать внутри раковых клеток искусственный механизм, вводя туда искусственные гены, это называется генная терапия, которые будут работать и убивать раковые клетки изнутри», – рассказывает академик Свердлов.
Сейчас в лаборатории, которой руководит академик, разрабатываются препараты, способные справиться с онкологией. Главное, на что нацелен ученый: лекарства должны быть доступными.
Коллега Свердлова – профессор Недоспасов. Он тоже сражается за здоровье. Много лет исследует иммунную систему человека. Лауреатом стал за цикл научных работ. Все об одном: как повысить иммунитет. Основной принцип: все излечимо, если знаешь, в чем причина. Проще говоря, с молекулами надо быть на «ты».
«Когда контрольные механизмы не срабатывают, то возникают иммунные заболевания, как ревматоидный артрит, диабет, рассеянный склероз. Поэтому задача ученых – найти такие точки, на которые надо воздействовать», – поясняет профессор, заведующий лабораторией Института молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН Сергей Недоспасов.
В 90-е годы, когда страна была в упадке, профессор Недоспасов, получая гранты на западе, вкладывал деньги в российскую науку. Не уехал из России. Сейчас преподает иммунологию в МГУ на собственной кафедре.
Каждый лауреат государственной премии получает финансовое вознаграждение – пять миллионов рублей. Эти деньги Недоспасов, Свердлов и Галимов потратят на развитие науки.